Поэтики эпиграфа в романах Булгакова
Жизнь и творческий путь М.А.Булгакова совпали со сложным периодом истории, периодом политических, социальных и нравственных потрясений, трагических столкновений с действительностью, которая часто убеждала в своей фантастичности и абсурдности. Фантастика в творчестве писателя становится не только важным конструктивным признаком времени, эпохи, годов, но и булгаковской поэтики.
Интерес к творчеству М.Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих и биографических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.
Исследователи творчества М.Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально – историческую проблематику и оставляя без должного внимания проблемы религиозно – философские и онтологические. Такое, несколько поверхностное толкование приводило к искажению художественного мира М.Булгакова.
За последние двадцать лет точка зрения исследователей творчества М.Булгакова на его произведения изменилась. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей. В.И.Немцев в книге «Становление романиста» отмечает: «Если рассматривать творчество М.Булгакова как единый текст, можно легко увидеть, что многие проблемы, к которым он обращается, часто поворачивались в вечности, словно к некоему арбитру, и то растворялись в ней, то находили там новую оценку» [1, 7-12].
М.Булгаков принадлежит к тому поколению писателей, которое, по замечанию М.О.Чудаковой, пережив разрушение старых установлений, участвовала в работе «по вычленению – хотя бы первоначально – каких-то безусловных ценностей и противопоставлению всему описываемому необходимых точек отсчета» [2, 299-301]. М.Булгаков в поисках этих безусловных ценностей обращается к классической русской культуре, осознавая самого себя ее законным преемником и соответствующим образом выстраивая собственную творческую историю. Не приемля и отталкиваясь от установлений нового, советского государства, М.Булгаков пытается возродить утраченный идеал человеческого бытия через восстановление традиционного для русской культуры архетипа дома.
У авторов булгаковедческих книг и статей последнего десятилетия можно выделить несколько направлений работы. ....
Интерес к творчеству М.Булгакова не утихает вот уже несколько десятилетий, и об этом свидетельствуют сотни литературоведческих и биографических работ, посвященных писателю. Однако современное булгаковедение характеризуется не только увеличением количества монографий и статей, но и актуализацией новых аспектов интерпретации произведений этого автора.
Исследователи творчества М.Булгакова 60-80-х годов часто оценивали произведения писателя с идеологической точки зрения, акцентируя социально – историческую проблематику и оставляя без должного внимания проблемы религиозно – философские и онтологические. Такое, несколько поверхностное толкование приводило к искажению художественного мира М.Булгакова.
За последние двадцать лет точка зрения исследователей творчества М.Булгакова на его произведения изменилась. Многие подчеркивают в своих работах одну из особенностей творческого метода писателя, ставшую методологическим принципом всего булгаковедения последних лет: взгляд на человеческую жизнь и исторические события с позиции вневременных ценностей. В.И.Немцев в книге «Становление романиста» отмечает: «Если рассматривать творчество М.Булгакова как единый текст, можно легко увидеть, что многие проблемы, к которым он обращается, часто поворачивались в вечности, словно к некоему арбитру, и то растворялись в ней, то находили там новую оценку» [1, 7-12].
М.Булгаков принадлежит к тому поколению писателей, которое, по замечанию М.О.Чудаковой, пережив разрушение старых установлений, участвовала в работе «по вычленению – хотя бы первоначально – каких-то безусловных ценностей и противопоставлению всему описываемому необходимых точек отсчета» [2, 299-301]. М.Булгаков в поисках этих безусловных ценностей обращается к классической русской культуре, осознавая самого себя ее законным преемником и соответствующим образом выстраивая собственную творческую историю. Не приемля и отталкиваясь от установлений нового, советского государства, М.Булгаков пытается возродить утраченный идеал человеческого бытия через восстановление традиционного для русской культуры архетипа дома.
У авторов булгаковедческих книг и статей последнего десятилетия можно выделить несколько направлений работы. ....
Дипломная работа (бесплатно)