Культурология христьянства

ВВЕДЕНИЕ
Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через создание и использование культурных различных форм. Каждая из этих форм обладает свой «специализированной» смысловой и символической системой. В данной работе мы кратко охарактеризуем лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры связанные с религией.
Религия выражает потребность человека в ощущении своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся в сфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесь обожествляется не природа, а сверхприродные силы человека, и, прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религия освобождала человека от мифологической слитности с природой и внутренней зависимости от стихийных сил и страстей.
1. Коренное отличие христианства от языческих верований
Христианство прошло долгий путь, прежде чем стало мировой религией и духовной основой европейской культуры. Оно зародилось в I веке нашей эры, которую мы отсчитываем от Рождества христова, и вначале формировалась в лоне иудаизма, как одна из его сект. Но проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев. Именно это универсальное значение христианства и сделало Иисуса Христом (Спасителем, Мессией) в глазах миллионов людей, находящихся в христианской вере смысловую основу своей жизни.
Читая Евангелия (буквально – Благая весть), поражаешься не только изумительной мудрости, но и образной яркости евангельских проповедей, проникнутых единым духовным смыслом. Этот смысл выходит далеко за пределы рационального мышления, и потому его истолкование вызвало в последствии ожесточенные споры. Но вряд ли можно отрицать внутренне единство проповедей евангельского Иисуса и вместе с тем их единство с его судьбой, его крестным путем.
Иногда ученые сомневаются в реальности Иисуса как исторического лица, ссылаясь на скудность оставшихся исторических свидетельств и противоречивость некоторых биографических деталей в четырех Евангелиях (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна). На наш взгляд, из сомнения в достоверности отдельных биографических деталей нельзя делать вывод том, что проповедник Иисус никогда не существовал как историческое лицо. В таком случае становится чудом само возникновение христианства и тот духовный импульс, который (при всех частных разногласиях) объединяет и ведет за собой авторов Евангелий и сплачивает первые христианские общины. В конце концов, этот духовный .....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Культурологические концепции

Введение
Актуальность темы исследования. Уходящий век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационали¬зации всех сфер жизни обществ, ранее замкнутых в национальных рамках. Кумулятивным фактором процесса объединения, или как его часто называют процесса конвергенции стали НТР, которые не только необычай¬но увеличили хозяйственный потенциал человеческого общества, но и связали воедино национальные хозяйства, создав прочную основу для быстрого взаи¬мопроникновения, слияния духовных ценностей, сформированных в рамках национальных культур, в том числе и на более высоком уровне — цивилизаций Запада, Востока и Юга. Тенденция к сближению пробивалась через драмати¬ческие военно-политические катаклизмы (Первая и Вторая мировые войны, бесчисленные региональные конфликты, блоковое противостояние), жесточай¬шие экономические кризисы и т.д. И лишь с середины нашего столетия сближе¬ние становится необратимой реальностью. Вторая половина века ознаменована ускорением процесса интернационализации, что, в частности, проявилось в та¬ких событиях, как крушение колониальной системы, окончание “холодной вой¬ны”, а затем и разрушение системы блокового противостояния. Сегодня все страны мира поставлены перед глобальными проблемами, от эффективного ре¬шения которых зависит само выживание человеческой цивилизации.
Выявляемые при этом закономерности, помимо важного значения в теоретическом плане, имеют несомненную практическую значимость, служат дополнительным аргументом в пользу необходимости дальнейшего углубления изучения культуры в межвоенный период.
Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом - партийные и личные. Тоталитарные режимы показывают обратное.
Вышеизложенное определило цель исследования - дать оценку развитию заподноевропейской культуры различных направлений в изобразительном искусстве, литературе в период между первой и второй мировой войной.
В этой связи в работе поставлены следующие основные задачи:
• исследовать процесс становления и развития культуры запада в конце 19 начале 20 века:
• показать эволюцию подходов к различным направлениям в искусстве начала 20 века:.....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Культура. Возникновение ее в этносе

Введение
В настоящее время этно-культурное возрождение, начавшееся в 60-70 гг XX века в мировом масштабе, рассматривается учеными как одна из основных тенденций развития человечества во второй половине двадцатого века. Это явление, затронувшее население множества стран (в том числе и СССР-Россию), получило название этнического парадокса современности, поскольку оно сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры общества. На рубеже XX - XI веков межэтнические военные конфликты усилили ситуацию острой этнической нестабильности и обусловили необходимость в еще более интенсивном междисциплинарном исследовании этнических процессов. Востребованными становятся этнокультурные научные разработки и по причине усилившихся межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети "Интернет" (Стефаненко, 1999.) Об актуальности данной проблемы свидетельствует информационно-управленческое обеспечение работы ученых- социологов, культурологов, этнологов, этологов, этнопсихологов, специалистов социокультурной деятельности - на основе документов международного и федерального уровней ("Рекомендации о сохранении фольклора" Юнеско, 1989; Национальная доктрина развития образования в РФ, 2000; федеральная программа "Культура России 2001-2005). Не менее приоритетными являются этнокультурные исследования на региональном и муниципальных уровнях. Так, в Алтайском государственном институте искусств и культуры, на кафедре социально-культурной деятельности ведется научно-исследовательская работа по проблеме "Национально- этнические традиции в системе формирования ценностных ориентаций молодежи". Автор данной работы изучает деятельность центров национальных культур Алтайского края,( таких центров 10 ), выявляет в ней позитивное и негативное, что позволит на заключительном этапе исследования разработать современные региональные технологии оптимизации национально-этнических традиций (НЭТ) на основе методологии междисциплинарно-системного подхода (Каган, 2001) и использовать их в воспитании молодежи.
В процессе исследования сделан анализ таких понятий, как "этнос", "нация", "культура", "традиция". Значение термина"этнос" остается неоднозначным. Этнологи подчеркивают, что пока еще не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса ("Этнология", 1994). Многие исследователи считают, что этносы- это реально существующие группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и умирают. Кардинально расходятся взгляды ученых по проблеме природы этносов. Так, Л.Н. Гумилев рассматривает этнос как явление географическое, природное, а не социальное. По Гумилеву этнос- это "тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения" (Гумилев, 1993). .....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Культура Японии

Введение
В мировом японоведении уже довольно давно привлекают к себе внимание работы, авторы которых стремятся определить место традиционной японской культуры в общемировой культуре. В зависимости от целей исследования упор в них делается то на вклад японской культуры в мировую (театр ноо, кабуки, поэзия хайку, живопись укиёэ, икэбана, бонсай, сухие сады, эстетика жилища и т. д.), то на легкость, с которой на разных этапах своей истории японцы усваивали элементы чужеземной культуры, приспосабливая их к устоявшимся традициям (например, буддийскую концепцию перерождения — к синтоистскому мировоззрению, конфуцианскую идею вассальной преданности— к клановому принципу верности предводителю в бусидо), то на типологические параллели с иноземными культурами (тотемизм, отраженный в архаическом фольклоре, основные признаки феодальных отношений или ранней городской культуры в Японии и у народов Африки, Океании, Америки и Европы), то на уникаль- ность японского культурного феномена (гомогенность и корпоративность общества, устойчивость и продуктивность древнейших традиций и многое другое).
Каждый из перечисленных аспектов существует объективно, но не изолированно, а в переплетении с другими. Преувеличение значения одного или некоторых из них искажает сущность явления в целом, приводит к неадекватным выводам, особенно частым в тех случаях, когда предпринимаются попытки подойти к культуре народа с оценочных позиций и с этих позиций противопоставить ее культурам других народов. Это не позволяет нам подменять культуру как сложное и динамичное целое ни одним из ее качеств или элементов.
Между тем именно такой подход на разных этапах исторического развития становился среди японских авторов определяющим во взглядах на собственную культуру. Вспомним хотя бы, что один из первых панегириков японскому «чистому и истинному сердцу» содержится в «Секу Нихонги» (VIII в.), что в XIV в. Китабатакэ Тикафуса начал «Дзинно сётоки» словами: «Великая Япония — страна богов. Ее основал небесный прародитель, а богиня Солнца передала на вечное управление своим потомкам. Это верно только для нашей страны, другие страны не знают подобных примеров». Через 400 с лишним лет, в конце XVIII в., Мотоори Норинага развивает тезис о превосходстве японского сердца над .....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Культура Японии после эпохи Мейдзи 18 век

Введение
Актуальность работы. Диалог культур Запада и Востока является на сегодняшний день актуальной проблемой социально-философского и культурно-исторического познания. Опыт культурного диалога, его исторический возраст соотносится с возрастом человека и первых форм его социального бытия. Каждая историческая эпоха по-своему определяла характер и степень социальной значимости культурного взаимодействия. Чем же интересен век двадцатый в связи с постановкой проблемы Запад-Восток? Прежде всего, тем, что и сегодня, на рубеже веков и тысячелетий актуальность данной проблемы возросла и настолько, что ее решение напрямую связано с ответом на вопрос о перспективах культурного развития человечества в целом.
Количество факторов, приводящих к все большей унификации и универсализации социо-культурного опыта, все возрастает. Тем не менее, противопоставление двух ярких культурных традиций, двух мировоззренческих систем, столь отличных друг от друга в решении ключевых вопросов бытия человека, остается реальностью, приобретает новые оттенки. Уровень социально-философского осмысления предполагает определенную степень типизации и обобщения. Следствием выполнения данного требования является традиция представлять Запад и Восток в контексте проблемы диалога культур в качестве своеобразных “идеальных типов”.
Благодаря процедуре идеальной типизации становится возможным преодоление многообразнейшей культурно-этнической и хронологически-исторической дифференциации как Запада так Востока. Кроме того, опыт культурного обобщения обусловлен реальностью исторического развития данных регионов, позволяющей определить доминанты развития социо-культурного процесса. Известно, что последние глубоко различны. Западный мир представляется рационалистическим, сциентистски-позитивистским, техногенным, секулярным, разобщающим человека и мир, превращающим их в субъект и объект познавательного процесса, разобщающим человека и человека посредством глубоко индивидуалистической морали. Восток духовен, сакрален, интуитивно-мистичен, здесь иррационально-поэтическое доминирует над сциентистским, а принцип гармонического “включения” человека в “мир” - верховный закон социального бытия. Моральные основы являются коллективистскими и патерналистскими по духу.
Поскольку диалог возможен между различным, нет ничего удивительного в том, что еще во времена Аристотеля происходило осмысление инокультурной традиции. О том, что сам Аристотель с интересом обращался к Востоку, свидетельствует Диоген Лаэртский, который сам уделял внимание вопросу взаимовлияния египетской и греческой культур. Августин Блаженный и Фома Аквинский пытались понять специфику.....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Культура Франции

ВВЕДЕНИЕ
В задачу этого реферата входит показать романскую культуру Франции эпохи раннего средневековья. Это искусство воплотилось в основном в архитектуре и каменной скульптуре.
По данному вопросу существует множество различных сборников, монографий, альбомов, а так же видеоматериалов и компьютерных программ с иллюстрациями. Подробно охватить весь спектр проблем связанных с культурой Франции эпохи раннего средневековья невозможно в одном реферате. Поэтому мы рассмотрим небольшой раздел культуры касающийся романского искусства Франции.
В середине XI в. французский монах-летописец Рауль Глабер поделился с потомством на искалеченной латыни — та¬ково уж было следствие «варваризации» Европы — своими юношескими воспоминаниями:
«Вскоре после 1000 года вновь приступили к постройке церквей, и это почти повсеместно, но главным образом в Италии и в Галлии. Их строили даже тогда, когда в том не было не¬обходимости, ибо каждая христианская община спешила всту¬пить в соревнование с другими, дабы воздвигнуть еще более великолепные святилища, чем у соседей. Казалось, что мир стряхивал свои отрепья, чтобы весь приукраситься белым на¬рядом церквей».
То была эпоха суровая, тревожная, но и созидательная. Эпо¬ха наивысшего развития феодализма, значит, уже не поиска, а нахождения устойчивых форм социальной организации, эпо¬ха новых государственных образований, уже не искусственных или случайных, а органически народившихся с пробуждением национального самосознания. Это была эпоха нахождения юной Европой некоего синтеза заимствований и традиций, которые, не сливаясь друг с другом, воздействовали на мироощущение' раннего средневековья.
Синтез был найден и в искусстве......
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Древнегреческий театр

ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ТЕАТРА
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы "Иллиада" и "Одиссея", дидактический (поучительный) эпос-поэмы Гесиода (VII в. до н.э.); это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном,скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.
Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы, позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служили растения, особенно виноградная лоза. Его часто изображали в виде быка или козла.
На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные, но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы, трагедия, комедия и сатировская комедия (названная так по хору, состоявшему из сатиров). Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия - карнавально-сатирическую. Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Трагедия, по свидетельству Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия - от запевал фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.
Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: трагос - "козел" и одэ - "песнь", т.е. "песнь козлов". Это название вновь ведет нас к сатирам-спутникам Диониса, козлоногим существам, прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от .....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Древнегреческий театр

ВВЕДЕНИЕ
Все большее число людей осознает, что приобщение к историческому прошлому – это не только знакомство с шедеврами мировой цивилизации, уникальными памятниками древнего искусства, не только школа воспитания, но и нравственности и художественного неотъемлемая часть современной жизни, в определённой мере оценка настоящего и даже «открытие» будущего. Это обуславливает необходимость исторических исследований прошлого.
Крупнейшими цивилизациями древнего мира были древнегреческая и древнеримская цивилизации. Они занимали расположенные географически близко друг к другу территории, существовали почти в одно и тоже время, поэтому нет ничего удивительного, что они тесно связаны между собой. Обе цивилизации обладали развитыми культурами, которые развивались взаимодействуя друг с другом. Поэтому для изучения культуры, да и других сторон развития греческой и римской цивилизации очень удобно применять один из наиболее важных методов исторического исследования – сравнение.
Конечно изучение древнего мира проводится не из простого любопытства. Исторические события взаимосвязаны и оказывают большое влияние друг на друга. Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима позднее стали основой для возникновения европейской цивилизации, и оказали огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было и современной Европы» [1] Исследование культуры и быта этих цивилизаций помогает проследить тенденции развития современной культуры и предсказать её будущее. Актуальность данной темы главным образом и обуславливает выбор данной темы реферата.
Основная задача реферата – описать основные особенности древнегреческой и древнеримской культур, показать их взаимосвязь, выделить основные черты сходства и различия. В каждой главе проводится сравнение какого-то направления культуры, которое базируется на результатах изучения материальных памятников культуры древнего мира, археологических исследований и работах известных ученых.
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ДРАМЫ И ТЕАТРА
Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, на протяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы "Иллиада" и "Одиссея",.....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Дипломатический протокол

Введение
Одна из важнейших составляющих международных отношений - дипломатический протокол, являющийся острым политическим инструментом дипломатии . Дипломатический протокол по определению, данному в Дипломатическом словаре, - это "совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел и официальными лицами в международном общении".
Дипломатический протокол является формой, в которую облекается та или иная внешнеполитическая акция государства, его представительства или представителя. Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе "международной вежливости", в понятие которого входит соблюдение уважения ко всему, что символизирует и представляет государство.
Работа состоит по соответствующей тематике, закрепляющих знания по конкретным вопросам организации протокольной практики в нашей стране и за рубежом. Основная задача наряду с углубленным изучением темы моделирования различных ситуаций, требующих конкретного знания основных правил дипломатического протокола и этикета, необходимых для профессиональной подготовки. В работе отмечены понятия: международная вежливость, дипломатический протокол, этикет, церемониал. История возникновения и источники норм дипломатического протокола и этикета. Протокольное старшинство и право преимущества. Значение единой протокольной нормы в международном общении. Правила протокола и прецедент. Правовая основа организации визитов на высшем уровне и необходимость единообразного применения протокольных норм. Учет традиций, обычаев и протокольной практики зарубежного государства при подготовке визитов.Протокольная практика проведения визитов......
Курсовая работа (бесплатно)
Толық

Формирование понятие и появление культуры

ВВЕДЕНИЕ
Чтобы получить самое общее представление о том, чао такое культура, полезно прежде всего обратиться к этимологии, т.е. происхождению слова, обозначающего это сложнейшее понятие. В древнем мире латинское слово cultura первоначально означало «возделывание земли». Позднее в трудах Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.) уже встречается его расширительное и переносное использование в выражении cultura animi, что можно перевести как «обработка, совершенствование души». «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, - писал Цицерон, - так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» .
Со временем в романских и других языках слово «культура» начинает употребляться и в многочисленных близких значениях: «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие» и т.п. В современных словарях под «культурой» обычно понимаются: а) совокупность достижений и творчества того или иного народа; б) характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических, географических и конъюнктурных человеческих общностей (культура палеолита, феодальная культура, крито-микенская культура, французская культура и даже, как это ни парадоксально, «блатная» культура!);
в) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура речи, культура труда, культура поведения и т.п.);
г) тот или иной вид сельскохозяйственных растений (бахчевые культуры, злаковые культуры, цитрусовые культуры и т.п.). Что касается нашего предмета, то, как мы увидим ниже, его прежде всего будут интересовать два первых из перечисленных значений слова «культура».
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
История слова и история понятия прошли долгий и не всегда совпадавший путь. Сначала попытки осознать, что такое культура, предпринимали лишь философы. Во времена античности, которую порой считают едва ли не самым гармоничным периодом в истории человечества, понимание культуры в конечном счете сводилось к признанию в ее составе неразрывного единства Истины, Добра и Красоты. Эта вечная триада породила впоследствии современные науку, нравственность, тесно связанную с религией, и богатейшее искусство. Однако вплоть до XVIII века, т.е. до торжества эпохи Просвещения, когда после средневековья главной ценностью был провозглашен человек и его разум, слово «культура» как определенный, общепризнанный термин почти не употреблялось, а использовалось как синоним близких понятий. Тем не менее уже в XVII столетии, в канун и в ходе английской буржуазной революции, в трудах таких философов, как Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Томас Гоббс (1588—1679), а позднее и Джон Локк (1632—1704), осознание феномена культуры приобретает все более современный характер, хотя и с заметным акцентом на опытную науку и экспериментально-практическое освоение окружающего мира......
Курсовая работа (бесплатно)
Толық