Казахская песенная культура

ГЛАВА 1 КАЗАХСКАЯ ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА
Детские песни и игры у казахов имеет древнее происхождение. Сохранились детские песни, песни-игры, песни-загадки, дразнилки, считалки, где музыка выступает в неразрывном единстве с игрой.
В тех песнях, где дети подражают животным, прослеживаются следы тотемизма – религиозного обожествления какого-либо животного. Древние тюркские роды – предки казахов считали своим прародителем зверей и птиц – лебедя, горного козла, волка, собаку, барана и других.
Напев детских песен, как правило, несложен. Имеет простое мелодическое, ритмическое и ладовое строение. Объем таких песен составляет трихорд или гексахорд .
Песни детей
Наступление самого желанного для ребят времени – лета, когда дни становились длинными, а вечера теплыми, давало им возможность быть больше вместе, больше играть и веселиться. Эту счастливую пору своих развлечений дети сами воспевали в песнях, разыгрывали в играх.
Одной из веселых детских песен о лете является «Жаз келеді, алақай!».
Это красивая, лаконичная по мелодии (в диапазоне тонического пентахорда) и плавная по ритму одночастная песня минорного лада. Характерно, что тоника в ней встречается только в начале и конце, а все развитие происходит, в основном, вокруг V ст.
Ребята, ребята,
О, радость, лето пришло!
Будем ходить босиком
Закатаем повыше штаны,
В озере будем рыбу ловить.
Будут блестеть [от воды] наши коленки.
Ребята, ребята,
О, радость, лето пришло!
Будем в оврагах малину собирать,
Будет очень весело,
Будем качаться на качелях,
Лазить по горам и камням.
В другой простенькой одночастной песенке «Қарлығаш» дети меткими метафорами рисуют образ ласточки – этой хлопотливой, изящной птички, с веселым щебетанием вьющейся у своего гнезда.
Ласточка, ласточка,
Шейка красивая,
Головка верблюжья,
Хвостик бисерный,
Крылья – острие кинжала.
П р и п е в: Как хорошо мы играем!
Часто близко подлетаешь –
Веришь мне,
У птенца волосы завязываешь,
Около дома гнездо лепишь.
П р и п е в: Как хорошо мы играем!
Простота и доходчивость мелодии «Қарлығаш» определяется ее тематическими соотношениями: в основе всего ее развития лежит первый однотактовый мотив. Вместе со своим секвентным перемещением на терцию вниз он образует двухтактную фразу, повторяемую затем три раза. Преобладание доминанты в однотактовом припеве хорошо способствует повторению мелодии.
Игры и забавы детей
Кочевой образ жизни казахского народа, связанный с регулярными кочевками аула, необходимость постоянной охраны скота на пастбищах обязывали каждого члена семьи уметь хорошо ездить на лошади, на верблюде. Детей с трех лет приучали ездить верхом без седла, держась руками за уздечку или за гриву коня......
Курсовая работа (бесплатно)
Толық