Казахстан и цивилизация Востока
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СУФИЗМ, ШАРИАТ…………4
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОСТОКА И КАЗАХСТАН………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24
введение
Культура Средней Азии на ру¬беже древности и средневековья стояла высоко. Значительное разви¬тие получила письменность и литература - религиозная, историческая, астрономическая и т. д. Существовало много различных видов письмен¬ности.
Очевидно, не позже IV - в. на основе арамейского алфавита было создано согдийское письмо. В Хорезме развивается хорезмское пись¬мо. К III-IV вв. относятся важнейшие памятники древнехорезмской письменности: архив из Топрак-кала, ранние монеты Афригидов. В Тохаристане было распространено несколько алфавитов индийского происхождения. Своеобразное письмо, восходящее к арамейскому ал¬фавиту (как согдийское и хорезмское), существовало и у кочевников. Искусство Средней Азии на рубеже древности и средневековья дос¬тигло высокого уровня. Его образцами могут служить терракотовые статуэтки Афрасиаба, скульптурные украшения погребальных ящи¬ков, серебряные чаши с реалистическими изображениями царей, всад-ников и божеств, происходящие, видимо, из Хорезма. Архитектура получила новый толчок благодаря строительству замков.
Для гражданской архитектуры Хорезма в этот период характерны су-ровые и простые формы построек, обработка поверхности стен в виде по-луколонн, соединяемых наверху полукруглыми арочками, массивные цоко¬ли центральных высоко подымающихся башен.
ГЛАВА 1. МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СУФИЗМ, ШАРИАТ
Мухаммед жил около 570-632 гг. в Мекке и Медине, где проповедовал единобожие, для слияния племенных культов. Торговая знать стала преследовать последователей Мухамме¬да и ему, в 622 г., пришлось бежать из Медины (Ятриб) - этот год считается за начало мусульманского летоисчисления. В 630 г. Мухаммед захватил Мекку. К 632 г., когда Мухаммед умер, его учение еще не было оформле¬но.
Обрядность, этика, идеология раннего ислама несет в себе иудейско-христианское мировоззрение, приспособленное к более простому родоплеменному быту арабов кочевников и земледельцев Азии. Предписания его просты, понятны и выполнимы. Новая религия указывала воинствен¬ным бедуинам-кочевникам путь к обогащению, завоеванию новых земель. Завоеванные племена, принявшие ислам вначале освобождались от боль¬шой подати, в него вступали широкие народные массы завоеванных стран от Индии до Испании, Золотой Орды, Кавказа и Сибири.
Положение Корана о Священной войне за веру (джихад) указывало на войну в течении восьми месяцев в году с многобожниками, неверными, с их уничтожением, захватом их имущества. Опора на психические, инстин¬ктивные потребности людей вырабатывали крайний фанатизм к иновер¬цам, хотя в Коране есть указание на терпимость к людям Писания (Библии) - иудеям и христианам.
Ислам - это не только вероисповедание, как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Основной догмат ислама - единобожие. Вера во все-могущего, строгого, но справедливого Аллаха связана с представлениями о конце света, страшном суде и посмертном воздаянии - загробной жизни в раю или аду. Эти догматы перешли в ислам из более ранних религий, иудаизма и христианства.
Исламская культура признает равенство всех мусульман перед Ал¬лахом. Аллах же - абсолютная ценность, и в жизни человека он не воп¬лощается.
В IX в. в исламской культуре появляется мистико-аскетическое течение - суфиев (суфи - шерстяная одежда, в которую одевались странники -дервиши). Они стремились соединиться с божеством через обет бедности. Входили в транс через экстатические пляски с возгласами «Ху».
В суфизме переплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплато¬низма и мистика каббалы. В зороастризме противопоставляется добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание истори¬ческого процесса. Неоплатонизм - учение последователей Платона. Каб¬бала - мистическое течение в иудаизме, заимствовавшее у неоплатониз¬ма учение об эманации.
Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философи¬ей, доказывая, что божество порождает мироздание путем изменения (эманации) и что цель человеческой жизни - в полном растворении в боже¬стве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и худо¬жественную культуру Востока.
Систему мусульманских ценностей составляет шариат, намаз, рама¬дан, занят, паломничество в Мекку.
Шариат - свод религиозно-этических предписаний ислама. Он был разработан в VII-XII вв. в Арабском халифате. Шариат включает в себя и право (фикх), и морально-поведенческие наставления. Три составные ча¬сти шариата - Коран, Адат, Сунна. Коран - священная книга мусульман. Адат - нормы обычного права. Они включают в себя запреты и систему наказаний. Например, вору полагалось отрубить руку, изменившего суп¬руге (супругу) казнили.
Шариат (от арабского «шариа» - надлежащий путь) - свод мусуль¬манских правовых и теологических нормативов, провозглашенный исла¬мом как неизменный и вечный плод божественных установлений. Шариат характеризуется двумя основными принципами: хапал - дозволенное и харам - запретное.
Запретным харамом является следующее:
- просить Аллаха, чтобы он поклялся;
- заниматься ростовщичеством;
- играть в азартные игры и использовать деньги, полученные в спорах по воп¬росам религии;
- носить роскошные одежды из шелка, шерсти, хлопка, льна;
- вести распутный образ жизни;
- употреблять спиртные напитки и другие одурманивающие вещества. Грешный поступок всегда грешен, каким бы добрым намерением ни руководствовался человек, совершающий его. Ислам не воспринимает правила: «Цель оправдывает средства» или «Достижение цели любыми путями». Истину надо достичь только истинным путем.
Избегайте сомнительного, если опасаетесь совершить грешное. С первых же дней своего возникновения ислам запретил мусульманам возвышать к небесам какую бы то ни было идею ислама. В исламе нет места для фанатиков.
Харам грешен для всех без исключения. Ислам не делает различий в халале и хараме для арабов и не арабских народов. Нет дозволенных поступков и вещей отдельно для групп и классов, ученых мужей, знати. Ислам и его законы для всех едины.
Исламом разрешено не соблюдать некоторые запреты в том случае, если жизнь в опасности.
Запрещено употреблять в пищу мясо свиньи, мертвечину, кровь и мясо живот¬ного, заколотого без имени Аллаха. Арабы издавна занимались охотой. Ислам требует от мусульманина не быть на охоте вредителем, не убивать животное, не нуждаясь в пище.
Аллах, запретил мусульманину держать собаку. Исключением являются охот¬ничьи и сторожевые собаки для охраны имущества и посевов.
Не дозволено: выращивание гашиша и табака, винных сортов винограда, разво¬дить свиней. Категорически запрещены проституция, танцы, производство спир¬тного и наркотиков.
Дозволяется изображать пейзажи, натюрморты, то, что не имеет духа. Запреще¬ны портреты и изображения тел.
Ислам не запрещает в торговле ничего, кроме того, что связано с угнетением, обманом, эксплуатацией
Запрещены мошенничество, обмеривание и обвешивание, монополия, рост и проценты.
Ислам разрешает использовать в торговле деньги, но запрещает использовать их для получения чрезмерных прибылей.
Священный Коран разрешает мусульманам жениться на еврейках и христианках, но запрещено жениться на женщине Писания, если люди её религии враждуют с исламом и мусульманами; нет для мусульманина лучшей жены, чем мусульманка:
- жена не смеет заканчивать учебное заведение, если этого не желает муж;
- женщина не должна покорять мужа и стоять над ним;
- жена не ложится спать отдельно от постели мужа;
- жена не должна бить мужа, если сильнее его физически; Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания: «А тех, непо-корности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах, и ударяйте их». Превосходство мужа обосновывалось указанием в Коране: «Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них».
Муж и жена должны сохранять в тайне все, что происходит в их личной жизни. Их личная жизнь, семейные тайны не должны быть предметом обсуждения на сборищах мужчин и женщин, в разговорах с друзьями и подругами. Смерть человека, согласно исламу, есть переход из одного дома в дру¬гой, а вовсе не окончательное исчезновение его и испарение. Мусульманину не следует носить какие-либо знаки и символы траура. Но жене мусульманина при смерти мужа необходимо ходить в одежде траурной в течение четырех месяцев и десяти дней, чтобы показать, что она не может выйти замуж за другого человека в этот период (срок «йдда» для вдов). Но если у женщины погиб не муж, а родственник, то срок траура длится у неё три дня и три ночи.
Ислам запретил женщине облачаться в одежды тонкие, прозрачные, выдающие плоть ее, ибо они вызывают соблазн и искушают мужчин. Запрещено женщине одеваться подобно мужчине и наоборот. Нельзя проявлять роскошь и кичливость в одежде и украшениях; ислам запрещает выщипывать брови, надевать парик и т.д. Ислам запрещает мусульманину уединение с посторонней для него женщиной, также с женщинами - родственницами, с которыми вступление в супружеские отношения — харам.
Если жена не любит своего мужа, не переносит его, жертвуя в замужестве собой, то она, по шариату, может выкупить свою свободу, возвратив то имуще¬ство, деньги и средства, которые были уплачены ей мужем (калым, подарки и т.д.). Дети должны быть покорны родителям, слушать, уважать их, быть при¬знательными им. Мать должна быть окружена особым почетом.
Дети должны смотреть за родителями, заботиться о них, когда они дос-тигнут пожилого возраста. Ругать, оскорблять родителей - страшный грех. Не допускается вступление в джихад без разрешения родителей. Но ис¬лам позволяет ослушание и неподчинение родителям, если они пытаются отлучить детей от веры.
Верующий в гадальщика - безбожник. «У того, кто пришел к гадальщику, спро¬сил его о чём-либо, поверил в то, что он поведал, Аллах не примет молитвы в течение сорока дней». Ношение на себе бусинок, ракушек, талисманов, амулетов с целью излечения есть самообман, «Кто надевает талисман, для него Аллах не доступен, кто носит ракушки, Аллахом защищен не будет». В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по цело¬му ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапыва¬ние заживо. Широко использовались также членовредительские и теле¬сные наказания - отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Мусульманское право знало также имущественные санкции (кон¬фискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания - бритье бороды, лише¬ние права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).
В юридических школах ислама меньше всего внимания уделяется выяснению причин, побудивших к воровству, и ценности украденной вещи. Судят за воров¬ство «в принципе», а что украдено - мелочь, или ограблен банк, - неважно.
За воровство, совершенное впервые, отсекают четыре пальца на правой руке, оставляя большой палец. За вторичное воровство шариат требует отсечь левую ступню до половины, а в третий раз за воровство человека пожизненно заключают в тюрьму.
Шариат требует строгого соблюдения погребальных обрядов: над умер-шими совершается обряд омовения водой, а если нет воды - песком. Зап-рещается хоронить умершего в одежде, необходимо укутывать его в са¬ван. Рекомендуется, как можно скорее хоронить умершего. Шариат требу¬ет хоронить труп таким образом, чтобы не ощущался запах и хищники не могли вытащить его.
Мусульман не принято хоронить в гробу, но это и не запрещается. Женская могила должна быть чуть глубже по сравнению с мужской. Шариат не одобряет оплакивание умершего, хотя и не запрещает этого. Запрещается делать это громко. Шариат неодобрительно относится к украшению могил и монумен¬тальным сооружениям над ними, особенно же к тому, чтобы могилы служили местом молитвы.
К евреям и христианам у ислама отношение особое. По Корану, между ними и мусульманами родство и близость, т.к. они тоже дети небесной.....
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СУФИЗМ, ШАРИАТ…………4
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ ВОСТОКА И КАЗАХСТАН………………………………………………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..24
введение
Культура Средней Азии на ру¬беже древности и средневековья стояла высоко. Значительное разви¬тие получила письменность и литература - религиозная, историческая, астрономическая и т. д. Существовало много различных видов письмен¬ности.
Очевидно, не позже IV - в. на основе арамейского алфавита было создано согдийское письмо. В Хорезме развивается хорезмское пись¬мо. К III-IV вв. относятся важнейшие памятники древнехорезмской письменности: архив из Топрак-кала, ранние монеты Афригидов. В Тохаристане было распространено несколько алфавитов индийского происхождения. Своеобразное письмо, восходящее к арамейскому ал¬фавиту (как согдийское и хорезмское), существовало и у кочевников. Искусство Средней Азии на рубеже древности и средневековья дос¬тигло высокого уровня. Его образцами могут служить терракотовые статуэтки Афрасиаба, скульптурные украшения погребальных ящи¬ков, серебряные чаши с реалистическими изображениями царей, всад-ников и божеств, происходящие, видимо, из Хорезма. Архитектура получила новый толчок благодаря строительству замков.
Для гражданской архитектуры Хорезма в этот период характерны су-ровые и простые формы построек, обработка поверхности стен в виде по-луколонн, соединяемых наверху полукруглыми арочками, массивные цоко¬ли центральных высоко подымающихся башен.
ГЛАВА 1. МИР ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СУФИЗМ, ШАРИАТ
Мухаммед жил около 570-632 гг. в Мекке и Медине, где проповедовал единобожие, для слияния племенных культов. Торговая знать стала преследовать последователей Мухамме¬да и ему, в 622 г., пришлось бежать из Медины (Ятриб) - этот год считается за начало мусульманского летоисчисления. В 630 г. Мухаммед захватил Мекку. К 632 г., когда Мухаммед умер, его учение еще не было оформле¬но.
Обрядность, этика, идеология раннего ислама несет в себе иудейско-христианское мировоззрение, приспособленное к более простому родоплеменному быту арабов кочевников и земледельцев Азии. Предписания его просты, понятны и выполнимы. Новая религия указывала воинствен¬ным бедуинам-кочевникам путь к обогащению, завоеванию новых земель. Завоеванные племена, принявшие ислам вначале освобождались от боль¬шой подати, в него вступали широкие народные массы завоеванных стран от Индии до Испании, Золотой Орды, Кавказа и Сибири.
Положение Корана о Священной войне за веру (джихад) указывало на войну в течении восьми месяцев в году с многобожниками, неверными, с их уничтожением, захватом их имущества. Опора на психические, инстин¬ктивные потребности людей вырабатывали крайний фанатизм к иновер¬цам, хотя в Коране есть указание на терпимость к людям Писания (Библии) - иудеям и христианам.
Ислам - это не только вероисповедание, как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Основной догмат ислама - единобожие. Вера во все-могущего, строгого, но справедливого Аллаха связана с представлениями о конце света, страшном суде и посмертном воздаянии - загробной жизни в раю или аду. Эти догматы перешли в ислам из более ранних религий, иудаизма и христианства.
Исламская культура признает равенство всех мусульман перед Ал¬лахом. Аллах же - абсолютная ценность, и в жизни человека он не воп¬лощается.
В IX в. в исламской культуре появляется мистико-аскетическое течение - суфиев (суфи - шерстяная одежда, в которую одевались странники -дервиши). Они стремились соединиться с божеством через обет бедности. Входили в транс через экстатические пляски с возгласами «Ху».
В суфизме переплетаются идеи зороастризма, пантеизма, неоплато¬низма и мистика каббалы. В зороастризме противопоставляется добро и зло, борьба между которыми составляет основное содержание истори¬ческого процесса. Неоплатонизм - учение последователей Платона. Каб¬бала - мистическое течение в иудаизме, заимствовавшее у неоплатониз¬ма учение об эманации.
Суфизм конкурировал с ортодоксальной мусульманской философи¬ей, доказывая, что божество порождает мироздание путем изменения (эманации) и что цель человеческой жизни - в полном растворении в боже¬стве. Суфизм оказал огромное воздействие на исламскую поэзию и худо¬жественную культуру Востока.
Систему мусульманских ценностей составляет шариат, намаз, рама¬дан, занят, паломничество в Мекку.
Шариат - свод религиозно-этических предписаний ислама. Он был разработан в VII-XII вв. в Арабском халифате. Шариат включает в себя и право (фикх), и морально-поведенческие наставления. Три составные ча¬сти шариата - Коран, Адат, Сунна. Коран - священная книга мусульман. Адат - нормы обычного права. Они включают в себя запреты и систему наказаний. Например, вору полагалось отрубить руку, изменившего суп¬руге (супругу) казнили.
Шариат (от арабского «шариа» - надлежащий путь) - свод мусуль¬манских правовых и теологических нормативов, провозглашенный исла¬мом как неизменный и вечный плод божественных установлений. Шариат характеризуется двумя основными принципами: хапал - дозволенное и харам - запретное.
Запретным харамом является следующее:
- просить Аллаха, чтобы он поклялся;
- заниматься ростовщичеством;
- играть в азартные игры и использовать деньги, полученные в спорах по воп¬росам религии;
- носить роскошные одежды из шелка, шерсти, хлопка, льна;
- вести распутный образ жизни;
- употреблять спиртные напитки и другие одурманивающие вещества. Грешный поступок всегда грешен, каким бы добрым намерением ни руководствовался человек, совершающий его. Ислам не воспринимает правила: «Цель оправдывает средства» или «Достижение цели любыми путями». Истину надо достичь только истинным путем.
Избегайте сомнительного, если опасаетесь совершить грешное. С первых же дней своего возникновения ислам запретил мусульманам возвышать к небесам какую бы то ни было идею ислама. В исламе нет места для фанатиков.
Харам грешен для всех без исключения. Ислам не делает различий в халале и хараме для арабов и не арабских народов. Нет дозволенных поступков и вещей отдельно для групп и классов, ученых мужей, знати. Ислам и его законы для всех едины.
Исламом разрешено не соблюдать некоторые запреты в том случае, если жизнь в опасности.
Запрещено употреблять в пищу мясо свиньи, мертвечину, кровь и мясо живот¬ного, заколотого без имени Аллаха. Арабы издавна занимались охотой. Ислам требует от мусульманина не быть на охоте вредителем, не убивать животное, не нуждаясь в пище.
Аллах, запретил мусульманину держать собаку. Исключением являются охот¬ничьи и сторожевые собаки для охраны имущества и посевов.
Не дозволено: выращивание гашиша и табака, винных сортов винограда, разво¬дить свиней. Категорически запрещены проституция, танцы, производство спир¬тного и наркотиков.
Дозволяется изображать пейзажи, натюрморты, то, что не имеет духа. Запреще¬ны портреты и изображения тел.
Ислам не запрещает в торговле ничего, кроме того, что связано с угнетением, обманом, эксплуатацией
Запрещены мошенничество, обмеривание и обвешивание, монополия, рост и проценты.
Ислам разрешает использовать в торговле деньги, но запрещает использовать их для получения чрезмерных прибылей.
Священный Коран разрешает мусульманам жениться на еврейках и христианках, но запрещено жениться на женщине Писания, если люди её религии враждуют с исламом и мусульманами; нет для мусульманина лучшей жены, чем мусульманка:
- жена не смеет заканчивать учебное заведение, если этого не желает муж;
- женщина не должна покорять мужа и стоять над ним;
- жена не ложится спать отдельно от постели мужа;
- жена не должна бить мужа, если сильнее его физически; Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания: «А тех, непо-корности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах, и ударяйте их». Превосходство мужа обосновывалось указанием в Коране: «Мужья стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают траты на них».
Муж и жена должны сохранять в тайне все, что происходит в их личной жизни. Их личная жизнь, семейные тайны не должны быть предметом обсуждения на сборищах мужчин и женщин, в разговорах с друзьями и подругами. Смерть человека, согласно исламу, есть переход из одного дома в дру¬гой, а вовсе не окончательное исчезновение его и испарение. Мусульманину не следует носить какие-либо знаки и символы траура. Но жене мусульманина при смерти мужа необходимо ходить в одежде траурной в течение четырех месяцев и десяти дней, чтобы показать, что она не может выйти замуж за другого человека в этот период (срок «йдда» для вдов). Но если у женщины погиб не муж, а родственник, то срок траура длится у неё три дня и три ночи.
Ислам запретил женщине облачаться в одежды тонкие, прозрачные, выдающие плоть ее, ибо они вызывают соблазн и искушают мужчин. Запрещено женщине одеваться подобно мужчине и наоборот. Нельзя проявлять роскошь и кичливость в одежде и украшениях; ислам запрещает выщипывать брови, надевать парик и т.д. Ислам запрещает мусульманину уединение с посторонней для него женщиной, также с женщинами - родственницами, с которыми вступление в супружеские отношения — харам.
Если жена не любит своего мужа, не переносит его, жертвуя в замужестве собой, то она, по шариату, может выкупить свою свободу, возвратив то имуще¬ство, деньги и средства, которые были уплачены ей мужем (калым, подарки и т.д.). Дети должны быть покорны родителям, слушать, уважать их, быть при¬знательными им. Мать должна быть окружена особым почетом.
Дети должны смотреть за родителями, заботиться о них, когда они дос-тигнут пожилого возраста. Ругать, оскорблять родителей - страшный грех. Не допускается вступление в джихад без разрешения родителей. Но ис¬лам позволяет ослушание и неподчинение родителям, если они пытаются отлучить детей от веры.
Верующий в гадальщика - безбожник. «У того, кто пришел к гадальщику, спро¬сил его о чём-либо, поверил в то, что он поведал, Аллах не примет молитвы в течение сорока дней». Ношение на себе бусинок, ракушек, талисманов, амулетов с целью излечения есть самообман, «Кто надевает талисман, для него Аллах не доступен, кто носит ракушки, Аллахом защищен не будет». В шариате предусматривались типичные для средневековья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная казнь, назначавшаяся по цело¬му ряду преступлений, обычно совершалась публично (путем повешения или четвертования), а затем тело казненного выставлялось на всеобщее поругание. Применялись и такие виды казни, как утопление и закапыва¬ние заживо. Широко использовались также членовредительские и теле¬сные наказания - отсечение пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п. Мусульманское право знало также имущественные санкции (кон¬фискации, штрафы и т.п.) и позорящие наказания - бритье бороды, лише¬ние права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также ссылку и высылку (за мелкие преступления).
В юридических школах ислама меньше всего внимания уделяется выяснению причин, побудивших к воровству, и ценности украденной вещи. Судят за воров¬ство «в принципе», а что украдено - мелочь, или ограблен банк, - неважно.
За воровство, совершенное впервые, отсекают четыре пальца на правой руке, оставляя большой палец. За вторичное воровство шариат требует отсечь левую ступню до половины, а в третий раз за воровство человека пожизненно заключают в тюрьму.
Шариат требует строгого соблюдения погребальных обрядов: над умер-шими совершается обряд омовения водой, а если нет воды - песком. Зап-рещается хоронить умершего в одежде, необходимо укутывать его в са¬ван. Рекомендуется, как можно скорее хоронить умершего. Шариат требу¬ет хоронить труп таким образом, чтобы не ощущался запах и хищники не могли вытащить его.
Мусульман не принято хоронить в гробу, но это и не запрещается. Женская могила должна быть чуть глубже по сравнению с мужской. Шариат не одобряет оплакивание умершего, хотя и не запрещает этого. Запрещается делать это громко. Шариат неодобрительно относится к украшению могил и монумен¬тальным сооружениям над ними, особенно же к тому, чтобы могилы служили местом молитвы.
К евреям и христианам у ислама отношение особое. По Корану, между ними и мусульманами родство и близость, т.к. они тоже дети небесной.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?