Возникновение государства в Афинах

 Возникновение государства в Афинах

Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА В АФИНАХ………………….5
ГЛАВА 2. РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА ………………………….……11
ГЛАВА 3. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В АФИНАХ. РЕФОРМЫ ПЕРИКЛА.……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..26

ВВЕДЕНИЕ
В системе рабовладельческих государств Древней Греции Афины занимают особое место. Своеобразие географиче¬ских и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодо¬родных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период ремесло, строительное дело достигли высокого уровня, С древних времен наряду с морской торговлей процветал морской разбой.
B Древней Греции в классический период не было единого централизованного государства, меньше сказывалось влияние жречества. В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания как форма правления преобладала лишь на первой стадии рабовла¬дельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V — началу IV столетия до н. э.
Первые государства-полисы возникали вокруг ремесленных и торговых центров: Афин, Спарты, Милеты, Сиракуз, Пантико-пея. Их политическое устройство и форма правления были разно¬образны: демократия, аристократия, тирания, смешанные формы. В одном полисе поощрялась публичная критика должностных лиц, в другом — любая форма протеста или даже инакомыслия квалифицировались как государственная измена. Элита господ¬ствующего класса имела по тому времени глубокие знания о на¬значении власти, о способах и методах подавления и эксплуата¬ции угнетенных масс, в первую очередь рабов. Мыслители Древ¬ней Греции в своих трактатах дали анализ политической власти, создали своеобразные учения об идеальном государстве. Но даже такие столпы античной культуры, как Сократ, Платон, Аристо¬тель, были сторонниками рабства.
Культура Древней Греции для европейской цивилизации име¬ла неоценимое значение. Многие понятия и термины той эпохи вошли в обиход политической и правовой мысли. Наивысший расцвет культуры произошел в усло¬виях политического режима Афинской демократической республики. В этом смысле история древних Афин уникальна и непо¬вторима
История государства и права Древней Греции , как одна из составляющих дисциплины "История государства и права зарубежных стран", представляет особый интерес при рассмотрении вопросов образования государства и зарождения правовых норм.
Политическая история Аттики являет собой классический образец возникновения государства.
Глава 1. Возникновение государства в Афинах
Разложение родового строя и возникновение государства в Спарте и Афинах относятся к концу архаической эпохи (IX— VIII вв. до н. э.). На рубеже VIII—VI вв. до н. э. в жизни пле¬мен, населяющих южную часть Балканского полуострова, произо¬шли крупные перемены. Увеличилось количество железных орудий, повысилась культура земледелия и ремесла, появилась своя письменность. Родовой строй уступал свое место классовому обществу. Все это свидетельствовало о начале новой эры в исто¬рии Древней Греции. -
Военная демократия явилась последней стадией родового строя. В эти времена население Аттики делилось на филы (пле¬мена), фратрии и роды. Из-за долговой кабалы число полноправ¬ных членов рода, имеющих наделы земли (клеры), постепенно уменьшалось. Земли многих общинников переходили в собствен¬ность родовой знати, которая эксплуатировала рабов, грабила соседние племена и занималась морским разбоем. Обездоленные общинники пополняли ряды батраков (фетов), нищих и бродяг. Имущественное неравенство усилилось в конце периода военной демократии.
Богатая верхушка родовой знати полностью контролировала деятельность патриархальных учреждений. Из нее избирались военные вожди. Знать подчинила себе Совет старейшин, который формировался только из представителей знатных родов. Утратили реальную власть: базилевс (скипетродержатель), т. е. племенной царь, военачальник, главный жрец и судья. Племенная сход¬ка — народное собрание — созывалась в основном для одобрения криком решений Совета старейшин. По словам Гомера, народное собрание за 20 лет отсутствия Одиссея вообще не собиралось. Классовая борьба особенно усилилась после „появления денег. Появление частной собственности, классов и классовой борьбы вызвало появление государства. Свободные граждане противосто¬яли массе эксплуатируемых рабов. В результате глубоких измене¬ний в греческом обществе VIII—VI вв. появились государства-полисы.
Образование Афинского государства началось с проведения реформ, приписываемых легендарному Тесею (XIII в. до н. э.). При нем якобы произошло слияние двенадцати ранее обособлен¬ных племенных поселений в одно целое с центром в Афинах (синойкизм).
В гомеровский период своей истории (XI-IX века до н.э.) Аттика была разделена на несколько независимых общин, постоянно враждовавших между собой. Объединение Аттики было постепенным и длительным процессом, продолжавшимся с конца I тысячелетия до н.э. и завершилось тем, что все общины объединились вокруг Афин. Такое объединение получило в Греции название синойкизма (греч. - совместное поселение).
Синойкизм не только усилил Афины, но и способствовал разложению родовых отношений, которое началось еще в гомеровский период. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, т.е. часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и была передана в ведении пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый 6народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Но этим был сделан первый шаг к разрушению родового строя.
Итак, синойкизм повлек за собой разложение родовых отношений и способствовал социально-имущественному расслоению населения Аттики, которое особо интенсивно протекало в VIII-VII веках до н.э.
Родовая знать создала особую группу, носившую название эвпатридов, т.е. "имеющих благородных отцов". Экономическую основу их могущества составляли плодородные земли. Пережитки родового строя в Афинах были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось во владении рода. В руках эвпатридских родов, несмотря на их немногочисленность, были сосредоточены богатство, сила и власть.
Замкнутый господствующий верхушке эвпатридов противостояла остальная масса аттического свободного населения - демос. Демос не был однороден. В его состав входили крестьяне, имевшие собственную землю, и так называемые феты - крестьяне лишившиеся собственной земли, ремесленники, купцы, судовладельцы.
Кроме того в Аттике проживало немало выходцев из других общин, считавшихся людьми "не чистого происхождения" и составлявших группу метеков. Будучи лично свободными, метки не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах.
Низший слой аттического общества составляли лишенные каких бы то ни было прав рабы.
Старые родовые учреждения не соответствовали новым отношениям, развивавшимся в афинской общине. Потому организация управления в Афинах претерпевает существенные изменения.
В древности верховная власть в Аттике принадлежала басилеям. Однако около VIII века до нашей эры царская власть в Афинах исчезла. Профессор С.И.Радциг считает, что потомки последнего афинского царя Кодра предпочли выборную власть архонта наследственной должности царя. Архонты, избранные из эвпатридов, управляли Афинами.
Сначала эта должность была пожизненной, затем архонты стали избираться на 10 лет и, наконец, на один год.
Первоначально избирался только один архонт. Позже образовалась коллегия из девяти архонтов. Эти должности исполнялись безвозмездно, и архонтство считалось высшей почестью не только для самого архонта, но и для всего его рода.
По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг - высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом.
В Аттике VIII-VI веков до н.э. продолжало созываться народное собрание экклесия. Как полагают историки в экклесии ("собрании вызванных лиц") могли принимать участие только те граждане, которых приглашали на него архонты. Поэтому народное собрание Афин в тот период было послушным инструментом в руках родовой знати, которая могла не допустить к участию в нем неугодных ей общинников.
Внутриполитическая жизнь Древней Греции проходила под знаком борьбы эвпатридов и демоса. Классовые противоречия усугублялись, а вместе с ними обострялись и классовая борьба, усиливалось общественное недовольство.
Тесею приписывают разделение всех свободных граждан Афин на три группы: эвпатридов — родовой знати, геоморов — земле¬дельцев, демиургов — ремесленников. Только эвпатриды наделя¬лись исключительным правом на замещение должностей. Родовая знать стала господствующим классом, экономической основой ее власти было крупное землевладение. Она угнетала демос — народ, в состав которого входили земледельцы, ремесленники, торговцы, моряки. Выходцы из других частей Аттики — метэки — были сво-бодны, но гражданских прав не имели.
Авторитет родовых учреждений падал. Вместо базилевса была учреждена ежегодно избираемая коллегия 9 архонтов. Она ведала военными, судебными делами. Совет старейшин был преобразован в ареопаг. Бывшие архонты становились пожизненными членами ареопага. Во всех этих органах распоряжались эвпатриды.
В это же время возникли первые территориальные округа (навкрарии). Аттика была разбита на 48 навкрарий, жители которой, независимо от принадлежности к роду и фратрии, обязывались поставить государству корабль с экипажем и двух во¬оруженных всадников. Во главе округа стоял притан. Распределе¬ние жителей по территориям, появление бубличной власти озна¬чали возникновение государства. Первое время власть удержива¬ла наиболее богатая часть эвпатридов. Попытка Килона в 640 г. до н. э. путем заговора расширить круг властвующей элиты окон¬чилась провалом.
В начале VII в. до н. э. в Афинах появляются первые писаные законы. Эвпатриды стремились ограничить пережитки родового строя и прежде всего кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкосновенность. Имелось в виду ограни¬чить власть архонтов, произвольно толковавших обычаи.. Первой серьезной уступкой эвпатридов демосу было издание писанных законов 3 законов Драконта. До этого времени писанных законов не существовало. Судили согласно обычаям предков. Отсутствие писаных законов позволяло судьям-аристократам выносить несправедливые решения, что побуждало широкие слои населения требовать записи существующих обычаев.
В 621 году до н.э. одному из архонтов, Драконту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Так возникли Драконтовы законы. Они отличались необычайной жестокостью и основной мерой наказания являлась смертная казнь. По этим законам смертной казни подлежали лица, виновные в убийстве, осквернении святынь, те, кто вел праздный образ жизни. Смертная казнь угрожала даже тем, кто крал овощи......


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?