Возможность различных материалов в описании портрета
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ТЕХНИКИ.
1.2. ЯЗЫК, ТЕХНИКА, КОМПОЗИЦИЯ СЕРИИ РАБОТ. СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА. ЧТО ЕСТЬ ПОРТРЕТНЫЙ ОБРАЗ?
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТЫ И ИХ ОПИСАНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Тема дипломной работы - женские образы в лице моих друзей (однокурсниц). Выбор этой темы неслучаен. Художественный портрет - продукт творческого труда. Создать, его таким, как хочется, значит предварительно изучить и понять свою модель. Художественный портрет создается не за несколько часов, а требует длительной подготовки, близкого знаком¬ства с человеком, его характером, вживания в его образ, в его миp. Однако, ecли замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими ухищрениями его не выразить яснее. Поэтому образы, для художественных портретов я нашел в своих однокурсницах, с которыми проучилась четыре года и достаточно хорошо изучила особенности их характеров, мимику лица, присущую только им.
Для передачи портретного образа мною выбрана техника, непосредственно связанная с графикой. Работы выполнены тушью и пером с добавлением черной акварели, сангиной и пастелью.
Слово портрет восходит к старофранцузскому слову pourtrait, что означает: изображение черта в черту, черта за черту; оно восходит и к латинскому глаголу pоrtrahere - то есть извлекать наружу, обнаруживать, позднее - изображать, портретировать. А в русском языке слову портрет соответствует слово подобен. В изобразительном искусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретом подразумевают изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыт его внутренний мир, сущность его характера.
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты.
Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего “воспроизводить что-либо черта в черту”. Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет А. И. Герцена, написанный в 1867 г. русским художником Н. Н. Ге. Облик русского революционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством хорошо известен нам по многим фотографиям. Художник, верно воспроизвел характерные внешние черты Герцена.
Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака направленным снопом света, отразились его раздумья, непреклонная решимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портрете не сиюминутное состояние модели, а духовную историю личности, воплотил опыт всей ее жизни, полной борьбы и тревог. Более того, в облике духовно близкого ему человека Ге воссоздал как бы собирательный тип лучших русских людей своего времени. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил.
К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и мифических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.
Поразительной правдивостью и одновременно жесткой определенностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные портреты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. — IV в. н. э. (по месту находки позднее они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. (Такова, например, статуя графини Уты в городском соборе Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.) Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность.
Множество своих современников — поэтов, ученых, властителей — запечатлел великий итальянский художник Тициан. Интеллектуальной мощью, гордым сознанием внутренней независимости, душевной гармонией наделен его автопортрет (1560-е гг., Прадо, Мадрид). Сила и скрытая энергия, серьезность и мужественность подчеркнуты в портрете Шарля де Моретта (ок. 1536, Картинная галерея, Дрезден), написанном живописцем X. Хольбейном Младшим. В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых.
Своим “Портретом старушки” гениальный голландский портретист Рембрандт вводит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем величайшие богатства доброты и человечности. Широкую гамму различных чувств, темпераментов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как “Старейшины суконного цеха” (или “Синдики”, 1662, Рейксмюсеум, Амстердам).
Лучшие черты испанского национального характера — скромную сдержанность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой великий портретист XVII в. — Д. Веласкес.
С начала XVIII в. портретный жанр активно развивается в русском искусстве. Сложный, неоднозначный образ служивого человека Петровской эпохи обрисован в “Портрете напольного гетмана” (1720-е гг., ГРМ), написанном И. Н. Никитиным.
О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятидесяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.
Русское искусство, предреволюционных десятилетий, развивавшееся в сложных исторических условиях, - явление неоднозначное и многоплановое. Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и остротой художественных исканий.
Все это должно было неизбежно сказаться и на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов встречаются работы абстракционистского плана, портрет все же не представлял для чисто формальных экспериментов столь широких возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости художника от натуры, в большей ответственности перед ней.
Именно в портрете, поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.
Многие из них не могли пройти и мимо искусства замечательных мастеров XVIII -первой половины XIX века Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского. Непреодолимое желание найти средства для усиления образного воздействия, остроты и выразительности живописно-пластического языка обусловило обращение к изобразительному опыту классического искусства Запада и Востока, русской иконописи, народному искусству, а иногда к новой и новейшей европейской живописи.
В творческой практике некоторых высокоодаренных мастеров, сумевших проникнуть в суть тех или иных явлений искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собственным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности, подобные поиски оказывались порой исключительно результативными. Для тех, кто был неспособен к самостоятельному творческому осмыслению материала, они оборачивались прямым заимствованием и эклектикой.
Движение портретного искусства рассматриваемого периода шло не в едином потоке, а устремлялось по нескольким руслам, тем не менее, в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Соответственно менялись подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы. Творчество некоторых художников укладывается в рамки определенного стилистического направления, у других оно далеко выходит за его пределы.
ГЛАВА 1. ТЕоретические ОСНОВЫ ВЫПОЛНеНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ТЕХНИКИ.
Графическим искусством или графикой (от греческого "графо" -пишу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства. По своему содержанию и форме, задачам и методикам графика имеет много общего с искусством живописи. Графика объединяет несколько искусств, изображение в которых состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета (обычно черного), иногда с ограниченным применени¬ем других цветов.
Графическое изображение по приро¬де своей условнее живописного, поскольку оно не стре¬мится передавать всю сложность и богатство красок окружающего нас мира, т. е. не стремится к живопис¬ной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей. В то же время графические искусства обладают дру¬гими особенностями и качествами, которые восполня¬ют эту известную условность графического языка.
Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, на оружии. Рисун¬ка эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений перво¬бытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятая и повествования. По¬степенно, с развитием речи, такие рисунки стала обозначать не только фразы, но а отдельные слоги, звуки. Начертание иx менялось, пока не приняло образ знакомых нам букв.
Живопись и графика в отличаются от других видов изобразительного искусства (например, скульптуры) имеют в cвоем распоряжении плоскость (холст, бyмагy, стену). Графические материалы не обладают теми богатей¬шими возможностями моделировки формы и простран¬ства, которые присущи живописи. Уже за этим открывается глубокая специфика графики как самостоятельного вида искусства.
Существует станковая и прикладная графика. В первой, как и в станковой живописи, смысл и назначе¬ние произведений полностью исчерпываются их худо-жественным содержанием, а в прикладной графике и содержание, и форма связаны с определенным назна¬чением произведения. Так, книжная графика предназ¬начена украшать и оформлять книгу, а в иллюстрациях раскрывать в зримых образах содержание литератур¬ных произведений. Плакат призван отражать полити¬ческие темы современности, пропагандировать осново¬полагающие идеи и знания или же служить целям ин¬формации. Журнально-газетный рисунок, в который входит и карикатура, должен выполнять средствами изобразительного искусства общие задачи периодиче¬ской печати. И наконец, промышленная графика офор¬млять всевозможные товары, проспекты, дипломы, ка¬лендари, рекламировать промышленную продукцию, кинофильмы, театральные постановки.
Каждое из этих искусств обладает целым арсена¬лом художественных средств, особенностей и требова¬ний к ним. Так, книжная графика, выполняя роль украшения книги, в то же время призвана в иллюстра¬циях, заставках, фронтисписах, титулах раскрывать в зримых ли образах, в отвлеченных ли декоративных формах орнамента и шрифта отдельные стороны лите¬ратурных произведений или их общий поэтический, духовный, идейный смысл. Выполнение оригиналов для книжной графики производится всеми существу¬ющими графическими материалами, однако почти всегда оригиналы затем воспроизводятся в самой кни¬ге фотомеханическим путем.
В промышленной графике требования утилитар¬ного, практического использования выполняемых ху¬дожниками работ сочетаются с художественно-эстети¬ческими задачами. Иными словами, этикетки, кален¬дари, промтоварные коробки, обертки и пр. должны быть вполне удобными, целесообразными, привлека¬тельными, отвечая эстетическому идеалу потребите¬лей, национальным, профессиональным, возрастным традициям и требованиям, иметь стилевую связь с окружающей средой.
Характерная свойством графического искусства является также его теснейшая связь с процессами, печати или полиграфическим вос¬произведением. Так называемая печатная форма, с которой произво¬дится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.
Важнейшим качествами искусства графики является массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью.
Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ тре¬буют относительного меньших затрат времени в сил на создание графического художественного произведения по сравнении с други¬ми видами изобразительного искусства. Нетрудно убедиться в этом хотя бы на следующих примерах. Во все периоды жизни совре¬менного общества первой на требования времени отклика¬лась графика. В суровые годы Великой отечественной войны первой из всех изобразительных искусств "отмобилизовалась" графика. Буквально на второй день войны появились плакаты, острые политические карикатуры, рисунки в газетах.
Другой пример: написанная живописцем картина или изваянная скульптором статуя, на создание которых было затрачено много вре¬мени и сил, могут появиться перед зрителей в подлиннике только в одном месте. Графические работы могут быть представлены в ори¬гинале одновременно в десятках, а если понадобится, в сотнях мест. Перемещение произведений живописи и особенно скульптуры сложно, громоздко, а распространение графических листов дело очень легкое. Из всех изобразительных искусств графика меньше всего теряет свои художественные достоинства в репродукции, при фото¬графировании» а значительная часть графика прямо рассчитано на полиграфическое воспроизведение.
Оперативность и множественность, ясность и выразительность языка делают графику боевым, широко демократическим и самым мас¬совым видом изобразительного искусства. Недаром графика была и остается сильным орудием идеологической борьбы. Гневные разо¬блачающие офорты Гойи иди литографии Домье - это политическое выступление смелых и мужественных людей против реакции.
Параллельно этим графическим искусствам сущест¬вует еще несколько других, различных по материалу. Одним из самых распространенных является гравюра, в которой произведения возникают путем отпечатка с изображения, вырезанного на дереве, металле, линоле¬уме и пр.
Существует гравюра высокой печати, где с дере¬вянной доски или с линолеума удаляются те места, которые на оттиске должны остаться белыми. Эти гра¬вюры соответственно называются ксилографией — гра¬вюрой на дереве и линогравюрой, т. е. гравюрой на линолеуме.
В гравюре глубокий печати, наоборот, изображение получается через процарапываете или травление обыч¬но на металле линий и штрихов, в которые набивают краску, переводимую затем путем давления, на белый лист бумаги. Когда применяют травление, то предва¬рительно покрывают медную или цинковую доску ла¬ком, по которому и наносят рисунок тонкой иглой, процарапывая лак до доски. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая, разъедая ме¬талл, углубляет рисунок в доске. При печати с нее по-лучается офорт. При процарапывании доски без трав¬ления получается гравюра сухой иглой и гравюра резцом, в зависимости от того, применяется ли игла или резец.
Гравюра плоской печати печатается с гладкой поверхности камня, на которую предварительно нано¬сится рисунок жирным карандашом. Затем камень обливают слегка окисленной водой, не пристающей в местах, проведенных карандашом. После этого на ка¬мень накатывают обычную типографскую краску, ко¬торая ложится лишь на рисунок. Его и переводят пу¬тем тиснения на бумагу. Это графическое искусство называется литографией.
Все гравюры обладают одним существенным каче¬ством, отличающим их от обычных рисунков, сделан¬ных карандашом, тушью, углем и пр. Это тиражность, причем каждый оттиск в гравюре, называемый эстам¬пом, в отличие от обычной репродукции является ори¬гиналом, полностью сохраняющим живой и непосред¬ственный отпечаток творческой работы художника.
Более того, проникновение в доску, линолеум или в металл резцом, несколько напоминающее работу скульптора над рельефом, придает изображению упру¬гость и строгость, ибо само сопротивление твердого материала вызывает у гравера стремление к обобщен¬ной, четкой и крепкой форме. Вот почему часто образ в гравюре, особенно на дереве, приобретает монумен¬тальный характер, несмотря на очень маленький раз¬мер изображения.
Теперь перейдем к более подробной характеристике основных признаков искусства графики, прежде всего, графика искусство, основу которого составляет рисунок. Цвет в искусстве графики проявляется более ограничено, нежели в живописи.
Каковы же в целом условности графики, в чем специфика ее изобразительного языка?
Бумага со времени своего появления никогда не была для человека просто материалом. С бумажным листом тесно связана письменность — искусство кал¬лиграфии, печатного шрифта, книжной миниатюры. Основная их особенность состоит в том, что эти изо¬бражения представляют собой прежде всего знаки, условно передающие мысли, описывающие события и т. д. Естественно, у писца или печатника может воз¬никнуть желание их украсить, но характер украшения совсем не обязательно имеет определенную связь со смыслом знака — украшается знак, а не значение.
Что такое — украсить? В самом простом случае каллиграф располагает двумя контрастными материа¬лами — белой бумагой и черной тушью. Поэтому до¬стоинства его изображения зависят от того, как най¬дено отношение этих двух материалов.
Одинаково важно, чтобы сами знаки образовывали согласные друг с другом и изящные сами по себе силу¬эты и чтобы своим заполнением они придавали красо¬ту оставшейся чистой бумаге. Это умение единым дви¬жением кисти одновременно организовать и черное и белое пространство, принцип взаимодополнительной гармонии черного и белого составляют декоративную сущность графического искусства, отличную от живо¬писи, где цветом последовательно заполняется вся плоскость.
Представление об этом способе организации дает, например, композиция японского -художника Г. Осава «Глубокий пруд», написанная тушью и кистью. Надо сказать, что в некоторых случаях, в частности в этом, отвлеченная форма дает выход национальным декора-тивным традициям. Для японского художника такой традицией была древняя восточная каллиграфия: дей¬ствительно, изображение одновременно напоминает и иероглифы, и крайне стилизованные силуэты деревьев, человеческих фигурок, ритуальных масок. Автор как бы заново создал письменные знаки, и потому, что
.....
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ТЕХНИКИ.
1.2. ЯЗЫК, ТЕХНИКА, КОМПОЗИЦИЯ СЕРИИ РАБОТ. СРЕДСТВО ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА. ЧТО ЕСТЬ ПОРТРЕТНЫЙ ОБРАЗ?
ГЛАВА 2. ПОРТРЕТЫ И ИХ ОПИСАНИЕ. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Тема дипломной работы - женские образы в лице моих друзей (однокурсниц). Выбор этой темы неслучаен. Художественный портрет - продукт творческого труда. Создать, его таким, как хочется, значит предварительно изучить и понять свою модель. Художественный портрет создается не за несколько часов, а требует длительной подготовки, близкого знаком¬ства с человеком, его характером, вживания в его образ, в его миp. Однако, ecли замысел не продуман в своей основе, то никакими техническими ухищрениями его не выразить яснее. Поэтому образы, для художественных портретов я нашел в своих однокурсницах, с которыми проучилась четыре года и достаточно хорошо изучила особенности их характеров, мимику лица, присущую только им.
Для передачи портретного образа мною выбрана техника, непосредственно связанная с графикой. Работы выполнены тушью и пером с добавлением черной акварели, сангиной и пастелью.
Слово портрет восходит к старофранцузскому слову pourtrait, что означает: изображение черта в черту, черта за черту; оно восходит и к латинскому глаголу pоrtrahere - то есть извлекать наружу, обнаруживать, позднее - изображать, портретировать. А в русском языке слову портрет соответствует слово подобен. В изобразительном искусстве, которому этот термин принадлежит изначально, под портретом подразумевают изображение определенного конкретного человека или группы людей, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик человека, раскрыт его внутренний мир, сущность его характера.
К этому жанру относятся произведения изобразительного искусства, в которых запечатлен внешний облик конкретного человека (или группы людей). Каждый портрет передает индивидуальные, присущие только портретируемому (или, как говорят художники, модели) черты.
Само название этого жанра происходит от старофранцузского выражения, означающего “воспроизводить что-либо черта в черту”. Однако внешнее сходство не единственный, да и, пожалуй, не главный критерий художественного достоинства портрета. В одном из залов Третьяковской галереи экспонируется портрет А. И. Герцена, написанный в 1867 г. русским художником Н. Н. Ге. Облик русского революционера, пламенного борца с самодержавием и крепостничеством хорошо известен нам по многим фотографиям. Художник, верно воспроизвел характерные внешние черты Герцена.
Но передачей внешнего сходства вовсе не ограничивается замысел живописца. В лице Герцена, как бы выхваченном из полумрака направленным снопом света, отразились его раздумья, непреклонная решимость борца за социальную справедливость. Ге запечатлел в этом портрете не сиюминутное состояние модели, а духовную историю личности, воплотил опыт всей ее жизни, полной борьбы и тревог. Более того, в облике духовно близкого ему человека Ге воссоздал как бы собирательный тип лучших русских людей своего времени. Искусство портрета требует, чтобы наряду с внешним сходством в облике человека отражались его духовные интересы, социальное положение, типические черты той эпохи, в которую он жил.
К тому же автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток. Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий.
Уже в Древнем Египте скульпторы, не углубляясь во внутренний мир человека, создавали довольно точное подобие его внешнего облика. Идеализированные, как бы приобщенные к прекрасному миру богов и мифических героев, образы поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в пластике Древней Греции.
Поразительной правдивостью и одновременно жесткой определенностью психологической характеристики отличались древнеримские скульптурные портреты. Выдающимся явлением своего рода были живописные портреты ритуально-магического назначения, которые создавались в Египте в I в. до н. э. — IV в. н. э. (по месту находки позднее они стали называться фаюмскими). В эпоху средневековья, когда в европейском искусстве царили отвлеченные религиозно-мифологические образы, некоторые мастера создавали психологически точные портретные произведения. (Такова, например, статуя графини Уты в городском соборе Наумбурга; скульптурные портреты собора св. Вита в Праге и др.) Настоящий расцвет портретное искусство пережило в эпоху Возрождения, когда высшим началом, главной ценностью мироздания была признана героическая, действенная человеческая личность.
Множество своих современников — поэтов, ученых, властителей — запечатлел великий итальянский художник Тициан. Интеллектуальной мощью, гордым сознанием внутренней независимости, душевной гармонией наделен его автопортрет (1560-е гг., Прадо, Мадрид). Сила и скрытая энергия, серьезность и мужественность подчеркнуты в портрете Шарля де Моретта (ок. 1536, Картинная галерея, Дрезден), написанном живописцем X. Хольбейном Младшим. В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, направленному на возвеличивание и прославление изображаемых.
Своим “Портретом старушки” гениальный голландский портретист Рембрандт вводит нас во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нем величайшие богатства доброты и человечности. Широкую гамму различных чувств, темпераментов, человеческих индивидуальностей умел передать Рембрандт и в больших групповых портретах, таких, как “Старейшины суконного цеха” (или “Синдики”, 1662, Рейксмюсеум, Амстердам).
Лучшие черты испанского национального характера — скромную сдержанность, чувство собственного достоинства раскрывает в портретах карликов-шутов (1640-е гг., Прадо, Мадрид) другой великий портретист XVII в. — Д. Веласкес.
С начала XVIII в. портретный жанр активно развивается в русском искусстве. Сложный, неоднозначный образ служивого человека Петровской эпохи обрисован в “Портрете напольного гетмана” (1720-е гг., ГРМ), написанном И. Н. Никитиным.
О русском искусстве рубежа двух веков, как и в более ранний период, портрет занимает важное место. Значительность и многообразие произведений, созданных в этом жанре, воочию продемонстрировала выставка "Портрет в русской живописи конца XIX - начала XX века", организованная в 1975 году в залах Государственного Русского музея. На ней экспонировались произведения более пятидесяти художников, из которых добрая половина систематически работала над портретами. Достаточно назвать такие имена, как И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.А. Серов, М.А. Врубель, К.А. Коровин, Ф.А. Малявин, К.А. Сомов, М.В. Нестеров, С.В. Малютин, А.Я. Головин, Л.С. Бакст, Б.Д. Григорьев, А.Е. Яковлев, К.С. Петров-Водкин.
Русское искусство, предреволюционных десятилетий, развивавшееся в сложных исторических условиях, - явление неоднозначное и многоплановое. Отразившее коренные сдвиги в общественных отношениях и настроение революционного подъема в стране, оно отличалось противоречивостью и остротой художественных исканий.
Все это должно было неизбежно сказаться и на портрете, прошедшем за тридцать лет, как и живопись в целом, насыщенный событиями путь. Хотя среди портретов 1910-х годов встречаются работы абстракционистского плана, портрет все же не представлял для чисто формальных экспериментов столь широких возможностей, как, например, пейзаж или натюрморт. Объяснялось это отчасти своеобразием жанра, заключавшемся в особенно тесной зависимости художника от натуры, в большей ответственности перед ней.
Именно в портрете, поэтому отчетливее, чем где-либо, прослеживается стойкость реалистических традиций, яснее вырисовывается связь с предшествующими достижениями. Произведения В.Г. Перова, И.Н. Крамского, Н.Н. Ге и в особенности И.Е. Репина, покорявшие высоким гуманизмом и пристальным вниманием к человеку, стали отправной точкой для творчества ряда художников следующего поколения.
Многие из них не могли пройти и мимо искусства замечательных мастеров XVIII -первой половины XIX века Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, О.А. Кипренского. Непреодолимое желание найти средства для усиления образного воздействия, остроты и выразительности живописно-пластического языка обусловило обращение к изобразительному опыту классического искусства Запада и Востока, русской иконописи, народному искусству, а иногда к новой и новейшей европейской живописи.
В творческой практике некоторых высокоодаренных мастеров, сумевших проникнуть в суть тех или иных явлений искусства прошлого и художественно преломить их соответственно собственным исканиям, не утрачивая при этом своей индивидуальности, подобные поиски оказывались порой исключительно результативными. Для тех, кто был неспособен к самостоятельному творческому осмыслению материала, они оборачивались прямым заимствованием и эклектикой.
Движение портретного искусства рассматриваемого периода шло не в едином потоке, а устремлялось по нескольким руслам, тем не менее, в нем достаточно ясно выявляется как общая направленность, так и смена форм выражения, каждая из которых отмечена определенными стилистическими чертами. Соответственно менялись подход к натуре, характер и тип портрета, живописно-пластические приемы. Творчество некоторых художников укладывается в рамки определенного стилистического направления, у других оно далеко выходит за его пределы.
ГЛАВА 1. ТЕоретические ОСНОВЫ ВЫПОЛНеНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.
1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ТЕХНИКИ.
Графическим искусством или графикой (от греческого "графо" -пишу, рисую) называется один из видов изобразительного искусства. По своему содержанию и форме, задачам и методикам графика имеет много общего с искусством живописи. Графика объединяет несколько искусств, изображение в которых состоит из линий, пятен, штрихов преимущественно одного цвета (обычно черного), иногда с ограниченным применени¬ем других цветов.
Графическое изображение по приро¬де своей условнее живописного, поскольку оно не стре¬мится передавать всю сложность и богатство красок окружающего нас мира, т. е. не стремится к живопис¬ной полноте в передаче живой, реальной плоти вещей. В то же время графические искусства обладают дру¬гими особенностями и качествами, которые восполня¬ют эту известную условность графического языка.
Графика - самое древнее из всех изобразительных искусств. Первые графические изображения возникли на самых ранних стадиях развития человеческого общества - в эпоху неолита и бронзовом веке. Еще до того, как древний человек обратился к опытам в скульптуре и живописи, он создал первые рисунки, положившие начало искусству графики. Эти дошедшие до нас изображения обычно выцарапаны на скалах, на стенах пещер, на костяных пластинках. Такие изображения сохранились на орудиях быта, на оружии. Рисун¬ка эти не только фиксировали какие-либо события, окружающий мир, но долгое время служили средством общения между людьми, заменяя собой письменность. Так, с помощью различных изображений перво¬бытный человек излагал свою мысль. В такого рода рисунках (криптограммах) содержались определенные понятая и повествования. По¬степенно, с развитием речи, такие рисунки стала обозначать не только фразы, но а отдельные слоги, звуки. Начертание иx менялось, пока не приняло образ знакомых нам букв.
Живопись и графика в отличаются от других видов изобразительного искусства (например, скульптуры) имеют в cвоем распоряжении плоскость (холст, бyмагy, стену). Графические материалы не обладают теми богатей¬шими возможностями моделировки формы и простран¬ства, которые присущи живописи. Уже за этим открывается глубокая специфика графики как самостоятельного вида искусства.
Существует станковая и прикладная графика. В первой, как и в станковой живописи, смысл и назначе¬ние произведений полностью исчерпываются их худо-жественным содержанием, а в прикладной графике и содержание, и форма связаны с определенным назна¬чением произведения. Так, книжная графика предназ¬начена украшать и оформлять книгу, а в иллюстрациях раскрывать в зримых образах содержание литератур¬ных произведений. Плакат призван отражать полити¬ческие темы современности, пропагандировать осново¬полагающие идеи и знания или же служить целям ин¬формации. Журнально-газетный рисунок, в который входит и карикатура, должен выполнять средствами изобразительного искусства общие задачи периодиче¬ской печати. И наконец, промышленная графика офор¬млять всевозможные товары, проспекты, дипломы, ка¬лендари, рекламировать промышленную продукцию, кинофильмы, театральные постановки.
Каждое из этих искусств обладает целым арсена¬лом художественных средств, особенностей и требова¬ний к ним. Так, книжная графика, выполняя роль украшения книги, в то же время призвана в иллюстра¬циях, заставках, фронтисписах, титулах раскрывать в зримых ли образах, в отвлеченных ли декоративных формах орнамента и шрифта отдельные стороны лите¬ратурных произведений или их общий поэтический, духовный, идейный смысл. Выполнение оригиналов для книжной графики производится всеми существу¬ющими графическими материалами, однако почти всегда оригиналы затем воспроизводятся в самой кни¬ге фотомеханическим путем.
В промышленной графике требования утилитар¬ного, практического использования выполняемых ху¬дожниками работ сочетаются с художественно-эстети¬ческими задачами. Иными словами, этикетки, кален¬дари, промтоварные коробки, обертки и пр. должны быть вполне удобными, целесообразными, привлека¬тельными, отвечая эстетическому идеалу потребите¬лей, национальным, профессиональным, возрастным традициям и требованиям, иметь стилевую связь с окружающей средой.
Характерная свойством графического искусства является также его теснейшая связь с процессами, печати или полиграфическим вос¬произведением. Так называемая печатная форма, с которой произво¬дится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.
Важнейшим качествами искусства графики является массовость, быстрота реакции на требования, выдвигаемые жизнью.
Ясность, лаконизм и выразительность художественного языка, доступность, простота материалов, небольшие размеры работ тре¬буют относительного меньших затрат времени в сил на создание графического художественного произведения по сравнении с други¬ми видами изобразительного искусства. Нетрудно убедиться в этом хотя бы на следующих примерах. Во все периоды жизни совре¬менного общества первой на требования времени отклика¬лась графика. В суровые годы Великой отечественной войны первой из всех изобразительных искусств "отмобилизовалась" графика. Буквально на второй день войны появились плакаты, острые политические карикатуры, рисунки в газетах.
Другой пример: написанная живописцем картина или изваянная скульптором статуя, на создание которых было затрачено много вре¬мени и сил, могут появиться перед зрителей в подлиннике только в одном месте. Графические работы могут быть представлены в ори¬гинале одновременно в десятках, а если понадобится, в сотнях мест. Перемещение произведений живописи и особенно скульптуры сложно, громоздко, а распространение графических листов дело очень легкое. Из всех изобразительных искусств графика меньше всего теряет свои художественные достоинства в репродукции, при фото¬графировании» а значительная часть графика прямо рассчитано на полиграфическое воспроизведение.
Оперативность и множественность, ясность и выразительность языка делают графику боевым, широко демократическим и самым мас¬совым видом изобразительного искусства. Недаром графика была и остается сильным орудием идеологической борьбы. Гневные разо¬блачающие офорты Гойи иди литографии Домье - это политическое выступление смелых и мужественных людей против реакции.
Параллельно этим графическим искусствам сущест¬вует еще несколько других, различных по материалу. Одним из самых распространенных является гравюра, в которой произведения возникают путем отпечатка с изображения, вырезанного на дереве, металле, линоле¬уме и пр.
Существует гравюра высокой печати, где с дере¬вянной доски или с линолеума удаляются те места, которые на оттиске должны остаться белыми. Эти гра¬вюры соответственно называются ксилографией — гра¬вюрой на дереве и линогравюрой, т. е. гравюрой на линолеуме.
В гравюре глубокий печати, наоборот, изображение получается через процарапываете или травление обыч¬но на металле линий и штрихов, в которые набивают краску, переводимую затем путем давления, на белый лист бумаги. Когда применяют травление, то предва¬рительно покрывают медную или цинковую доску ла¬ком, по которому и наносят рисунок тонкой иглой, процарапывая лак до доски. Затем доску опускают в ванночку с азотной кислотой, которая, разъедая ме¬талл, углубляет рисунок в доске. При печати с нее по-лучается офорт. При процарапывании доски без трав¬ления получается гравюра сухой иглой и гравюра резцом, в зависимости от того, применяется ли игла или резец.
Гравюра плоской печати печатается с гладкой поверхности камня, на которую предварительно нано¬сится рисунок жирным карандашом. Затем камень обливают слегка окисленной водой, не пристающей в местах, проведенных карандашом. После этого на ка¬мень накатывают обычную типографскую краску, ко¬торая ложится лишь на рисунок. Его и переводят пу¬тем тиснения на бумагу. Это графическое искусство называется литографией.
Все гравюры обладают одним существенным каче¬ством, отличающим их от обычных рисунков, сделан¬ных карандашом, тушью, углем и пр. Это тиражность, причем каждый оттиск в гравюре, называемый эстам¬пом, в отличие от обычной репродукции является ори¬гиналом, полностью сохраняющим живой и непосред¬ственный отпечаток творческой работы художника.
Более того, проникновение в доску, линолеум или в металл резцом, несколько напоминающее работу скульптора над рельефом, придает изображению упру¬гость и строгость, ибо само сопротивление твердого материала вызывает у гравера стремление к обобщен¬ной, четкой и крепкой форме. Вот почему часто образ в гравюре, особенно на дереве, приобретает монумен¬тальный характер, несмотря на очень маленький раз¬мер изображения.
Теперь перейдем к более подробной характеристике основных признаков искусства графики, прежде всего, графика искусство, основу которого составляет рисунок. Цвет в искусстве графики проявляется более ограничено, нежели в живописи.
Каковы же в целом условности графики, в чем специфика ее изобразительного языка?
Бумага со времени своего появления никогда не была для человека просто материалом. С бумажным листом тесно связана письменность — искусство кал¬лиграфии, печатного шрифта, книжной миниатюры. Основная их особенность состоит в том, что эти изо¬бражения представляют собой прежде всего знаки, условно передающие мысли, описывающие события и т. д. Естественно, у писца или печатника может воз¬никнуть желание их украсить, но характер украшения совсем не обязательно имеет определенную связь со смыслом знака — украшается знак, а не значение.
Что такое — украсить? В самом простом случае каллиграф располагает двумя контрастными материа¬лами — белой бумагой и черной тушью. Поэтому до¬стоинства его изображения зависят от того, как най¬дено отношение этих двух материалов.
Одинаково важно, чтобы сами знаки образовывали согласные друг с другом и изящные сами по себе силу¬эты и чтобы своим заполнением они придавали красо¬ту оставшейся чистой бумаге. Это умение единым дви¬жением кисти одновременно организовать и черное и белое пространство, принцип взаимодополнительной гармонии черного и белого составляют декоративную сущность графического искусства, отличную от живо¬писи, где цветом последовательно заполняется вся плоскость.
Представление об этом способе организации дает, например, композиция японского -художника Г. Осава «Глубокий пруд», написанная тушью и кистью. Надо сказать, что в некоторых случаях, в частности в этом, отвлеченная форма дает выход национальным декора-тивным традициям. Для японского художника такой традицией была древняя восточная каллиграфия: дей¬ствительно, изображение одновременно напоминает и иероглифы, и крайне стилизованные силуэты деревьев, человеческих фигурок, ритуальных масок. Автор как бы заново создал письменные знаки, и потому, что
.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?