В гостях у Жамбыла Жабаева
Содержание
1. В походе не отставать от экскурсовода и слушать его внимательно.
2. Не отвлекать во время экскурсии экскурсовода.
3. Не употреблять спиртные напитки.
4. Не уходить за пределы отведенной зоны.
5. Не отвлекать соседа во время экскурсии.
Вступление
Мы отправляемся на экскурсию в музей Жамбыла Жабаева. Экскурсия будет длиться около 5 часов. Меня зовут Лилия Тахировна и я буду вашим экскурсоводом на протяжении всей нашей экскурсии. Постараюсь дать вам наиболее интересную информацию о жизни и творчестве великого акына казахского народа, а также немного рассказать о литературно-мемориальном музее Жамбыла Жабаева.
Прежде чем приступить к экскурсии ознакомьтесь с правилами дисциплины, указанными выше.
Хочу начать экскурсию с биографии акына.
Жамбыл
Имя Жамбыла широко популярно и за пределами нашей родины. Сама личность Жамбыла и поэтический труд его долго будут к себе привлекать не только исследователей казахского фольклора и литературы. Жамбыл – яркий символ расцвета творческих сил казахского народа в советскую эпоху.
Как литературное явление Жамбыл многосторонен. Он не был письменным поэтом, он был акыном-импровизатором. Он не только прославил казахский народ своим искусством, но он сам, как поэтическое явление, был создан народом, вложившим в него свои думы и песни.
Жамбыл родился в феврале 1846 года в семье бедного кочевника Джабая из рода Шапрашты, на северо-восток от станции Отар, в верховьях реки Чу (около трехсот километров от Алматы).
Жамбыл рос в суровой пустынной степи, на коне, среди овец, верблюдов. Когда же мальчик подрос, Джабай отдал его в учение к аульному мулле. Но он так и не освоил арабской грамоты и не познал мусульманскую премудрость. Но по-своему, в области устной поэзии, он стал знающим человеком. Благодаря своей феноменальной памяти Жамбыл заучил со слов акынов десятки тысяч строк различных стихов и поэм, как казахских, так и других народов Средней Азии. Еще мальчиком он научился играть на домбре и извлекал из нее довольно сложные мелодии.
Школа горькая, прощай,
Друг, домбру мне в руки дай!
Мне во сне явилась песня,
Сердце, песней закипай!
Любовь к искусству поэтического слова, влечение к “вольной” жизни странствующего певца-акына было настолько сильно в Жамбыле, что победило все преграды, и он отправился в скитания, надеясь лишь на свой талант и домбру. В выборе Жамбылом его жизненного пути большую роль сыграл акын Суюмбай.
Веками было заведено, что акын-импровизатор должен был знать обо всем: все казахские роды и племена, всех родоначальников и знатных людей, все места и события. Он должен был откликаться на все новости и уметь учитывать обстановку. Остроумие, наблюдательность, умение давать быстрые и находчивые ответы высоко ценились в акынах. Акын, помимо всего, должен был обладать сильным характером. Ведь, осыпаемый злейшими насмешками, он должен был уметь оставаться спокойным. Именно этими всеми качествами безумно желал обладать Жамбыл, и у него это хорошо удавалось.
Последняя четверть XIX века, то есть период выступления Жамбыла на общественную арену в качестве народного певца, была годами, когда особенно интенсивно происходила перестройка жизни казахского аула и всей казахской Степи на новый лад. Вот тогда и зазвучала его домбра.
Жамбыл, как об этом свидетельствуют его песни и айтысы, был человеком разнообразных знаний и достаточно передовых взглядов на жизнь. О нем больше, чем о ком-либо другом, можно сказать словами казахской пословицы, что он учился, “глядя на эпоху”. Замечательное качество поэзии Жамбыла, которое поражает всех близко с ней знакомящихся, – умение казахского акына так глубоко откликаться на все, чем жил народ, умение идти в ногу с эпохой. Это можно объяснить только его подлинной народностью, тем, что на всех этапах его жизни его поэзия выражала народные интересы.
В аулах Казахстана сохранилась память о Жамбыле не только как об искусном рассказчике, певце и импровизаторе, но и как о человеке, который на протяжении всей своей жизни ни в чем не покривил душой перед народом. Когда в 1913 году уездные власти города Верного призвали из Степи известных и предложили им сочинить славословия дому Романовых в связи с его трехсотлетием, Жамбыл отказался от такого “социального заказа”. Более того, вместо песнопений в честь царя Николая II, он запел на празднестве песни во славу батыров, ведших борьбу с царизмом. Дело кончилось тем, что он был избит полицией и выгнан с собрания.
1910 году он объездил со своими песнями почти весь Казахстан, побывал также в Киргизии.
Творчество Жамбыла дореволюционного периода характерно, прежде всего, своим демократизмом, широтой взгляда на вещи, постоянной думой о родном народе. Из произведений того времени сохранилось – не считая – немногим более двадцати песен и сказок, включенных в Собрание сочинений Жамбыла, вышедшее в 1946 году в Алматы. Также с глубокой любовью он вспоминает своего учителя Суюмбая в произведениях “Пастух коней”, “Погоня” и т.д.
Настоящим гневом дышат песни Жамбыла против баев и волостных старшин (“Манкэ”, “Старшине Мирзабекской области”).
В поэтическом же его наследии значительное место занимают айтысы, в которых когда-то участвовал акын. Только за последнее десятилетие он сложил свыше 140 песен, в том числе такие большие поэмы, как “Моя Родина”, “Моя жизнь”, поэмы “О Сталине”, “О Ворошилове”. В эти же годы Жамбыл воспроизвел в новой редакции и свои старые дореволюционные поэмы. До последнего часа своей жизни он не выпускал из рук своей домбры, под ее незатейливое сопровождение, выступая все с новыми и новыми поэтическими произведениями. Можно даже сказать, что вся эта масса произведений, которые созданы Жамбылом в его последнее, десятое десятилетие, как бы составляет одну непрерывную Большую песню. В этой Большой песне поэт касается разных сторон нашей действительности и вообще истории сегодняшнего дня. Вместе взятые, эти песни составляют своеобразную поэтическую летопись нашего времени. При всем поэтическом разнообразии эта Большая песня выражает одну главную думу или одно главное чувство – страсть поэта. Это чувство – радость. Радость от сознания раскрепощения и обретения народом свободы и счастья. Это многосложное чувство. Оно вмещает в себя все, что может ощущать народ, ставший хозяином своей судьбы, осязающий мощь своих рук и силу своих замыслов.
У Жамбыла читатель не раз увидит следы борьбы за то, чтобы реальность нового вошла в песню не в платье условных архаических сравнений, а в тех формах, которые близки обычаям, нравам казахского народа. Локальное сравнение, локальная метафора, довольно обычная в фольклоре, – наиболее часто практикуемый изобразительный прием в поэтике Жамбыла (“Песня о большом караване”).
У казахов есть пословица: пережитое вместе с народом – торжество. Она может относиться и к Жамбылу. Торжество поэта в том, что он был с народом на всех этапах его борьбы. Его история поражает воображение, если в ней видеть только одну внешнюю сторону. Жамбыл создавал свои песни, учась по книге жизни, потому в его книге можно найти все то, что составляет круг главных устремлений и интересов народа.
Жизнь и творчество Жамбыла показывают, какое великое плодотворное значение имела помощь, материальная и духовная, русского народа в культурном и духовном развитии других народов, связанных с русским общностью исторических путей.
История Жамбыла учит, что дружба народов составляет черту в духовном облике многонациональной советской поэзии. Также показывает, что в условиях победы народа, на почве социализма происходит расцвет не только письменной литературы – социальной по содержанию и национальной по форме, – но происходит и возрождение народной устной поэзии. Акын-импровизатор, как глашатай жизни и интересов народа, тем самым становится на путь овладения методом социалистического реализма. Происходят коренные изменения и в самой форме фольклора.
Наконец, мы приехали в литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева, о котором я вам расскажу.
Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева – безмолвный свидетель его жизни, творчества и деятельности. Он основан по решению правительства Казахстана в 1946 году и торжественно открыт для посетителей в 1947 году. Музей расположен в доме, где Жамбыл прожил последние годы жизни. Здесь им были задуманы и исполнены многие произведения, представляющие классические образцы художественно-словесного творчества.
Над входом дома-музея круглый барельеф с портретом Жамбыла, рядом даты жизни акына – 1846-1945 годы. К дому прилегает сад, посаженный Акыном, его переводчиками, многочисленными друзьями и гостями. Рядом гараж, в котором помещена легковая машина “М-1” – подарок поэту в день празднования семидесятилетия творческой деятельности в 1938 году от правительства Казахстана. В глубине сада среди пышных яблонь и груш – мавзолей, построенный в 1946 году по проекту архитектора А. Белоцерковского, выполненному по эскизам народного художника А. Кастеева.
Чтобы представить обстановку, в которой жил и творил народный певец, в доме-музее сохранены рабочий кабинет, столовая и спальная комнаты. В остальных девяти комнатах размещены экспозиции, рассказывающие о человеке, отразившем в своей поэзии жизнь народа за целое столетие, по своему политическому сознанию, по кругу своих интересов и чувств сумевшем “стать с веком наравне”.
В 1916 году широкий размах повстанческого движения настолько перепугал местную администрацию, что она арестовала почти всех известных акынов Семиречья. Был брошен за решетку и Жамбыл, певец степи, ее молва и легенда. Тюрьма находилась в Каскелене. В экспозиции этого периода помещены портреты руководителей повстанческого движения Токаша Бокина, Бекбулата Ашекеева, Жубаныша Барибаева, Жусипа Бабаева, Амангельды Иманова, картины со сценами восстания, айтысов с муллой Досмагамбетом и Кулмамбетом, Жамбыла к Каскеленской тюрьме.
Также есть экспозиция почти десятилетнего периода творчества и общественной деятельности Жамбыла начиная с 1927 года очень разнообразна. Многочисленные фотографии и картины рассказывают о встречах акына с писателями Всеволодом Ивановым, Сакеном Сейфуллином, Леонидом Соболевым, с Куляш Байсеитовой, колхозниками и государственными деятелями. Здесь же можно познакомиться с Грамотой, которой премировали Жамбыла, как участника I Всеказахстанского слета народного искусства, проходившего в Алма-Ате в 1934 году. А рядом его мандаты депутата Верховного Совета Казахской ССР первого созыва и делегата Чрезвычайного Х Всеказахстанского съезда Советов, первая награда Родины – орден Трудового Красного Знамени.
В дни юбилея “седой титан народной поэзии”, как назвал Жамбыла таджикский поэт Гасем Лахути, получил приветственные телеграммы и письма от сотен советских людей. В “Казахстанской .....
1. В походе не отставать от экскурсовода и слушать его внимательно.
2. Не отвлекать во время экскурсии экскурсовода.
3. Не употреблять спиртные напитки.
4. Не уходить за пределы отведенной зоны.
5. Не отвлекать соседа во время экскурсии.
Вступление
Мы отправляемся на экскурсию в музей Жамбыла Жабаева. Экскурсия будет длиться около 5 часов. Меня зовут Лилия Тахировна и я буду вашим экскурсоводом на протяжении всей нашей экскурсии. Постараюсь дать вам наиболее интересную информацию о жизни и творчестве великого акына казахского народа, а также немного рассказать о литературно-мемориальном музее Жамбыла Жабаева.
Прежде чем приступить к экскурсии ознакомьтесь с правилами дисциплины, указанными выше.
Хочу начать экскурсию с биографии акына.
Жамбыл
Имя Жамбыла широко популярно и за пределами нашей родины. Сама личность Жамбыла и поэтический труд его долго будут к себе привлекать не только исследователей казахского фольклора и литературы. Жамбыл – яркий символ расцвета творческих сил казахского народа в советскую эпоху.
Как литературное явление Жамбыл многосторонен. Он не был письменным поэтом, он был акыном-импровизатором. Он не только прославил казахский народ своим искусством, но он сам, как поэтическое явление, был создан народом, вложившим в него свои думы и песни.
Жамбыл родился в феврале 1846 года в семье бедного кочевника Джабая из рода Шапрашты, на северо-восток от станции Отар, в верховьях реки Чу (около трехсот километров от Алматы).
Жамбыл рос в суровой пустынной степи, на коне, среди овец, верблюдов. Когда же мальчик подрос, Джабай отдал его в учение к аульному мулле. Но он так и не освоил арабской грамоты и не познал мусульманскую премудрость. Но по-своему, в области устной поэзии, он стал знающим человеком. Благодаря своей феноменальной памяти Жамбыл заучил со слов акынов десятки тысяч строк различных стихов и поэм, как казахских, так и других народов Средней Азии. Еще мальчиком он научился играть на домбре и извлекал из нее довольно сложные мелодии.
Школа горькая, прощай,
Друг, домбру мне в руки дай!
Мне во сне явилась песня,
Сердце, песней закипай!
Любовь к искусству поэтического слова, влечение к “вольной” жизни странствующего певца-акына было настолько сильно в Жамбыле, что победило все преграды, и он отправился в скитания, надеясь лишь на свой талант и домбру. В выборе Жамбылом его жизненного пути большую роль сыграл акын Суюмбай.
Веками было заведено, что акын-импровизатор должен был знать обо всем: все казахские роды и племена, всех родоначальников и знатных людей, все места и события. Он должен был откликаться на все новости и уметь учитывать обстановку. Остроумие, наблюдательность, умение давать быстрые и находчивые ответы высоко ценились в акынах. Акын, помимо всего, должен был обладать сильным характером. Ведь, осыпаемый злейшими насмешками, он должен был уметь оставаться спокойным. Именно этими всеми качествами безумно желал обладать Жамбыл, и у него это хорошо удавалось.
Последняя четверть XIX века, то есть период выступления Жамбыла на общественную арену в качестве народного певца, была годами, когда особенно интенсивно происходила перестройка жизни казахского аула и всей казахской Степи на новый лад. Вот тогда и зазвучала его домбра.
Жамбыл, как об этом свидетельствуют его песни и айтысы, был человеком разнообразных знаний и достаточно передовых взглядов на жизнь. О нем больше, чем о ком-либо другом, можно сказать словами казахской пословицы, что он учился, “глядя на эпоху”. Замечательное качество поэзии Жамбыла, которое поражает всех близко с ней знакомящихся, – умение казахского акына так глубоко откликаться на все, чем жил народ, умение идти в ногу с эпохой. Это можно объяснить только его подлинной народностью, тем, что на всех этапах его жизни его поэзия выражала народные интересы.
В аулах Казахстана сохранилась память о Жамбыле не только как об искусном рассказчике, певце и импровизаторе, но и как о человеке, который на протяжении всей своей жизни ни в чем не покривил душой перед народом. Когда в 1913 году уездные власти города Верного призвали из Степи известных и предложили им сочинить славословия дому Романовых в связи с его трехсотлетием, Жамбыл отказался от такого “социального заказа”. Более того, вместо песнопений в честь царя Николая II, он запел на празднестве песни во славу батыров, ведших борьбу с царизмом. Дело кончилось тем, что он был избит полицией и выгнан с собрания.
1910 году он объездил со своими песнями почти весь Казахстан, побывал также в Киргизии.
Творчество Жамбыла дореволюционного периода характерно, прежде всего, своим демократизмом, широтой взгляда на вещи, постоянной думой о родном народе. Из произведений того времени сохранилось – не считая – немногим более двадцати песен и сказок, включенных в Собрание сочинений Жамбыла, вышедшее в 1946 году в Алматы. Также с глубокой любовью он вспоминает своего учителя Суюмбая в произведениях “Пастух коней”, “Погоня” и т.д.
Настоящим гневом дышат песни Жамбыла против баев и волостных старшин (“Манкэ”, “Старшине Мирзабекской области”).
В поэтическом же его наследии значительное место занимают айтысы, в которых когда-то участвовал акын. Только за последнее десятилетие он сложил свыше 140 песен, в том числе такие большие поэмы, как “Моя Родина”, “Моя жизнь”, поэмы “О Сталине”, “О Ворошилове”. В эти же годы Жамбыл воспроизвел в новой редакции и свои старые дореволюционные поэмы. До последнего часа своей жизни он не выпускал из рук своей домбры, под ее незатейливое сопровождение, выступая все с новыми и новыми поэтическими произведениями. Можно даже сказать, что вся эта масса произведений, которые созданы Жамбылом в его последнее, десятое десятилетие, как бы составляет одну непрерывную Большую песню. В этой Большой песне поэт касается разных сторон нашей действительности и вообще истории сегодняшнего дня. Вместе взятые, эти песни составляют своеобразную поэтическую летопись нашего времени. При всем поэтическом разнообразии эта Большая песня выражает одну главную думу или одно главное чувство – страсть поэта. Это чувство – радость. Радость от сознания раскрепощения и обретения народом свободы и счастья. Это многосложное чувство. Оно вмещает в себя все, что может ощущать народ, ставший хозяином своей судьбы, осязающий мощь своих рук и силу своих замыслов.
У Жамбыла читатель не раз увидит следы борьбы за то, чтобы реальность нового вошла в песню не в платье условных архаических сравнений, а в тех формах, которые близки обычаям, нравам казахского народа. Локальное сравнение, локальная метафора, довольно обычная в фольклоре, – наиболее часто практикуемый изобразительный прием в поэтике Жамбыла (“Песня о большом караване”).
У казахов есть пословица: пережитое вместе с народом – торжество. Она может относиться и к Жамбылу. Торжество поэта в том, что он был с народом на всех этапах его борьбы. Его история поражает воображение, если в ней видеть только одну внешнюю сторону. Жамбыл создавал свои песни, учась по книге жизни, потому в его книге можно найти все то, что составляет круг главных устремлений и интересов народа.
Жизнь и творчество Жамбыла показывают, какое великое плодотворное значение имела помощь, материальная и духовная, русского народа в культурном и духовном развитии других народов, связанных с русским общностью исторических путей.
История Жамбыла учит, что дружба народов составляет черту в духовном облике многонациональной советской поэзии. Также показывает, что в условиях победы народа, на почве социализма происходит расцвет не только письменной литературы – социальной по содержанию и национальной по форме, – но происходит и возрождение народной устной поэзии. Акын-импровизатор, как глашатай жизни и интересов народа, тем самым становится на путь овладения методом социалистического реализма. Происходят коренные изменения и в самой форме фольклора.
Наконец, мы приехали в литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева, о котором я вам расскажу.
Литературно-мемориальный музей Жамбыла Жабаева – безмолвный свидетель его жизни, творчества и деятельности. Он основан по решению правительства Казахстана в 1946 году и торжественно открыт для посетителей в 1947 году. Музей расположен в доме, где Жамбыл прожил последние годы жизни. Здесь им были задуманы и исполнены многие произведения, представляющие классические образцы художественно-словесного творчества.
Над входом дома-музея круглый барельеф с портретом Жамбыла, рядом даты жизни акына – 1846-1945 годы. К дому прилегает сад, посаженный Акыном, его переводчиками, многочисленными друзьями и гостями. Рядом гараж, в котором помещена легковая машина “М-1” – подарок поэту в день празднования семидесятилетия творческой деятельности в 1938 году от правительства Казахстана. В глубине сада среди пышных яблонь и груш – мавзолей, построенный в 1946 году по проекту архитектора А. Белоцерковского, выполненному по эскизам народного художника А. Кастеева.
Чтобы представить обстановку, в которой жил и творил народный певец, в доме-музее сохранены рабочий кабинет, столовая и спальная комнаты. В остальных девяти комнатах размещены экспозиции, рассказывающие о человеке, отразившем в своей поэзии жизнь народа за целое столетие, по своему политическому сознанию, по кругу своих интересов и чувств сумевшем “стать с веком наравне”.
В 1916 году широкий размах повстанческого движения настолько перепугал местную администрацию, что она арестовала почти всех известных акынов Семиречья. Был брошен за решетку и Жамбыл, певец степи, ее молва и легенда. Тюрьма находилась в Каскелене. В экспозиции этого периода помещены портреты руководителей повстанческого движения Токаша Бокина, Бекбулата Ашекеева, Жубаныша Барибаева, Жусипа Бабаева, Амангельды Иманова, картины со сценами восстания, айтысов с муллой Досмагамбетом и Кулмамбетом, Жамбыла к Каскеленской тюрьме.
Также есть экспозиция почти десятилетнего периода творчества и общественной деятельности Жамбыла начиная с 1927 года очень разнообразна. Многочисленные фотографии и картины рассказывают о встречах акына с писателями Всеволодом Ивановым, Сакеном Сейфуллином, Леонидом Соболевым, с Куляш Байсеитовой, колхозниками и государственными деятелями. Здесь же можно познакомиться с Грамотой, которой премировали Жамбыла, как участника I Всеказахстанского слета народного искусства, проходившего в Алма-Ате в 1934 году. А рядом его мандаты депутата Верховного Совета Казахской ССР первого созыва и делегата Чрезвычайного Х Всеказахстанского съезда Советов, первая награда Родины – орден Трудового Красного Знамени.
В дни юбилея “седой титан народной поэзии”, как назвал Жамбыла таджикский поэт Гасем Лахути, получил приветственные телеграммы и письма от сотен советских людей. В “Казахстанской .....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?