Теоретические проблемы анализа политической культуры
Содержание
1. Теоретические проблемы анализа политической культуры
1.1.Политическая культура: понятие, структура, функции
В настоящее время нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствует широкий спектр позиций и мнений в трактовке понятия «политическая культура». Согласно статистике канадского исследователя Г.Патрика, к концу 80-х годов XX века существовало более 40 определений и формулировок «политической культуры», а также не было единого подхода в определении ее структурных компонентов, функций. Некоторые полагают, что политическая культура это умение четко излагать свою политическую позицию, для других политическая культура выступает в роли объективной оценки политических событий, отношение к политике. Что же такое политическая культура?
Проблема концепции политической культуры впервые была освещена в 1956 году, в исследовании англо-американского политолога Германа Файнера « Governments of greater European powers: a comparative study of the governments and political culture of Great Britain, France, Germany, and the Soviet Union» («Системы правления великих европейских государств: Сравнительное исследование систем правления и политической культуры Великобритании, Франции, германии и Советского Союза»). Необходимо отметить, что данная работа не содержала четкой формулировки категории политической культуры.
Значительный вклад в развитие концепции политической культуры внес известный американский политолог Г. Алмонд. В статье «Comparative Political Systems» («Сравнительные политические системы»), опубликованной в 1956 году, Г.Алмондом впервые была предпринята попытка сформулировать концепцию политической культуры. В дальнейшем эта концепция была изучена в работе Г.Алмонда и С.Вербы «The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations» («Гражданская культура: Политические установки и демократии пяти наций»). Важным этапом в исследовании концепции политической культуры стало появление в 1965 г. работы Л.Пая и С.Вербы «Political Culture and Political Development» («Политическая культура и политическое развитие»), в которой был предпринят анализ политических культур 13 стран.
Вторым этапом комплексного изучения концепции политической культуры приходится на период второй половины 1960-х и 1970-е годы. Известные американские политологи, социологи, как В.Ки, Р.Маркридис, В.Нойман, Д.Марвик и др. обобщая многочисленные интерпретации концепции политической культуры, предлагали свой вариант определения. Изучение проблемы политической культуры стало популярным среди политологов всего мира и стало одним из важнейших инструментов исследования политических процессов.
На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных различным аспектам политической культуры отдельных стран и регионов. Интерес к данной проблеме, прежде всего, связан с осоз¬нанием ученых, что необходимо выявить и изучить инструменты, механизмы достижения политической стабильности и общественно-политического развития. Анализируя глубинные, эмоциональ¬ные и социально-психологические связи между членами политиче¬ских общностей и формами правления можно выявить те связи, которые, содействуют и благотворно влияют или препятствуют национальному развитию и достижению политическойддстабильности.
50-е годы XX века является важным этапом развития мировой политологии, поскольку в данный период наука обогатилась целым комплексом новых методологических и концептуальных подходов, методов и приемов исследования. Прежде всего, среди них следует отметить - бихевиоризм, системный анализ, политико - культурный подход и связанные с ними теории и концепции, а также приемы, методы, понятия и категории.
Главной идеей политико - культурного подхода заключалось в том, что политологи предприняли попытку поставить в центр политологических исследований человека с его мышлением, заботами, интересами, эмоциями, мифами, стереотипами. С помощью политико - культурного подхода политические феномены и процессы рассматривали в культурных, социокультурных и социально - психологических аспектах. Изучение политических феноменов с точки зрения индивидуального избирателя или участника политического процесса являлась основной целью бихевиористов . Согласно бихевиоризму, если раскрыть мотивы, намерения отдельной личности в политическом процессе, то можно правильно понять и политическую систему в целом, в которой они действуют.
По - мнению американского политолога Г.Алмонда, исследование государственно-правовых институтов с помощью традиционного подхода имеет много недостатков, поскольку традиционный подход к политике не в состоянии ответить на такие вопросы как, почему одинаковые по своей форме социально- политические институты действуют по- разному в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемы для других стран.
Несмотря на то что, нет единого подхода в трактовке категории «политической культуры», исследователи признают, что в каждой общественно-политической системе, в каждой стране существует особый тип политической культуры, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление. «Термин “политическая культура”, - пишут Г.Алмонд и С.Верба,- подразумевает специфические политические ориентации – установки в отношении политической системы и ее различных частей. Эти ориентации включают: 1) «когнитивную ориентацию», или знание и убеждение о политической системе, ее роли и тех, кто выполняет эти роли, ее входах и выходах; 2) «аффективную ориентацию», или чувства относительно политической системы, ее роли, должностных лиц и функционирования; 3) «оценочную ориентацию», или убеждения и мнения о политических объектах, которые, как правило, включают комбинацию ценностных стандартов и критериев с информацией и чувствами»[Gabriel A. Almond, Sidney Verba. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press, 1963].
В западной политологии можно выделить два основных направления в понимании сущности политической культуры:
1) субъективистское (бихевиористское), ограничивающее политиче¬скую культуру сферой политического сознания и рассматривающее ее как субъективную ориентацию личности на политику (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Пауэлл, Л. Пай, К. фон Бейме и др.);
2) объективистское, связывающее содержание политической культу¬ры не только с системой ориентации и убеждений, но и с политиче¬ской деятельностью (Ч. Фостер, Р. Даль, Р. Роуз, Ж. П. Котт и др.)[Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Круглова.- Минск: Асар, 2009].
Интересное содержание в определение «политическая культура» вкладывает канадский исследователь Р. Престус. Канадский политолог характеризует политическую культуру как «ценности и институциональные структуры», он включает в нее «отношение масс к политике; степень их участия в политической жизни; понимание гражданами эффективности политики и отчуждение от нее; законность, приписываемую политическим элитам»; а также характер и основу политики внутри социальной системы и ее различных подсистемах». [Robert Presthus. Aspects of Political Culture and Legislative Behavior: United States and Canada.York University, Canada,1977]
Многие исследователи дают весьма широкую трактовку понятия «политическая культура», что по сути дела лишает ее всякого реального смысла. Американский политолог Л.Пай, характеризуя концепцию «политической культуры», включает в нее все то, что охватывается такими категориями как «политическая идеология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа». [Pye L. Political culture/International encyclopedia of social sciences.N.Y., 1968, vol.12. ]
Весьма глубокий смысл исследователь Л. Дитмер вкладывает в понятие «политической культуры», применяя его в отношении «национального характера, влияния коллективного исторического опыта на национальную специфику, а также эмоциональных или нормативных рамок взаимосвязи между государством и гражданами». [Lowell Dittmer. Political Culture and Political Symbolism: Toward a Theoretical Synthesis. Cambridge University Press, 1977 ]
Американский политолог Р.Патнэм в ходе изучения проблемы политической культуры , пришел к следующему выводу. По его словам, политическая культура призвана дать ответы на вопросы: «в чем состоит сущность человека?», «что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт?», «что такое политическая система?» и др. Комплекс ответов на эти вопросы, по его словам, и составляет «политическую культуру» [ Robert D.Putnam. Studying Elite Political Culture: The Case of Ideology.1971, p.651].
Согласно выводам польского социолога А.Боднара, политическая культура является «исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят:
1)политические ценности;
2)политические нормы;
3)политические институты;
4)политические образцы;
5)способы политического действия индивидов и общественных групп» [Nauka o poliike: Podrecznik akademicki pod redakcja A.Bodnara. – Warszawa, 1988. S. 127].
На сегодняшний день понятие «политической культуры» стало символом и обобщенной характеристикой всего субъективного контекста политики, отображая то, «как люди воспринимают политику, и как они интерпретируют то, что видят» [Verba S. Conclusions: Comparative Political Culture/L. Pye, Verba S. Political Culture and Political Development. Priceton, p. 516].
Известный исследователь Э.Я.Баталов, изучая проблему политической культуры, предложил свой вариант определения: «Политическая культура - система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса» [Баталов Э.Я. Политическая культура//Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ Под общ. ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. – М., 1997, с.697].
В понятии «политическая культура» органически выражается единство сознания, культуры и политики. Политическая культура фиксирует достигнутый уровень внутренней включенности культуры в политическую деятельность и политической осознанности в реальную культуру личности (общества). [В.А.Щегорцов. Политическая культура: модели и реальность. М.,1990,с.28] Несмотря на сложность и многовариантность понятия «политической культуры», определение, данное Г.Алмондом и С.Вербой является классическим определением в мировой политологии.
Итак, обобщая описанные выше подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества [Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/ В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010, стр.290].
Каждая общественно - политическая система, каждая страна имеет особую, собственную модель политической культуры. Важно отметить, что основные элементы каждой базовой модели политической культуры характеризуется универсальностью и определяются общемировоззренческими установками и ориентациями людей независимо от их национальной принадлежности. Политическая культура это исторический процесс, потому что она, прежде всего, воплощает в себе опыт предыдущих поколений, закрепляется отношение общества к существующей политической системе, а также отношение к самому себе и своей роли в политическом процессе.
Характерные черты политической культуры:
1)фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
2)является продуктом естественно – исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
3)имеет тотальный характер, политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой;
4)характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур [Зосименко И.А., Куклев В.А., Безяев П.П. Политология как система знаний о политике. – М., 2003, стр.125].
Политическая культура является одним из важных компонентов политики. Многие ученые отождествляют политику и политическую культуру, изучая их как равнозначные явления. Это связано с тем, что сфера функционирования политической культуры является политика. Но существует ряд исследователей, которые отвергают данный подход. Согласно их мнению, политика – это конкретная деятельность в сфере политических отношений, а политическая культура – это, прежде всего характеристика этой деятельности, понимание, осознание обществом происходящих в стране политических процессов, то есть качественная сторона. Неверное предположение ограничивать сферу функционирования политической культуры только сферой политических отношений. Конечно, политические отношения для политической культуры занимает центральное место, но в сферу функционирования политической культуры можно включить различные стороны взаимодействия политики со всей совокупностью общественных отношений.
Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те же общественные отношения, воззрения, виды деятельности и организации, которые в той или иной степени затрагивают проблемы власти и управления, а также сферы (пограничные зоны) взаимодействия политики и экономики, политики и права, политики и нравственности [Ф.М.Бурлацкий. Политическая система общества: понятие и элементы. “Политические системы современности. М., 1978, с.12.”]. По мнению исследователя Ф.М.Бурлацкого, рассматривать, политическую культуру необходимо в контексте общественных отношений, как составную часть духовной жизни общества, как характеристику политических отношений, и важнейший компонент политической системы любого общества.
Политическая культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряду сменяющих друг друга поколений [Политическая культура: теория и национальные модели/Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др. М.: - Интерпракс, 1994, с.55]. Политическая культура это не прерывающийся процесс, а наоборот развивающийся, поскольку постоянно обогащается новым содержанием и формами. События, происходящие в окружающем мире, сильно влияют и воздействуют на политическую культуру.
Существует ряд факторов, которые формируют политическую культуру общества и определяют ее механизмы. К ним относятся, прежде всего, внутренние и внешние факторы, которые имеют целенаправленное или наоборот, стихийное воздействие. Во - первых, это революции (промышленные, научно- технические, и иные виды). Они кардинально изменяют всю политическую систему общества и занимают особое место в историческом развитии. Под влиянием социальных революций, происходят коренные изменения в политических знаний общества, их установок, убеждений, ценностей, ориентаций и норм поведения. Необходимо отметить, что если социально - экономические изменения произошедшие, в ходе революции носят глубокий характер, тем значительней и изменения в политической культуре общества. Важным моментом также является то, что воздействие революции может выходить за территориальные рамки и затрагивать политическую культуру других народов, регионов и стран. Одним из факторов, формирующих политическую культуру общества, являются войны. Последствия для развития политической культуры могут быть, как положительными, так и отрицательными, это зависит от характера войны и какие общественные интересы она задевает. Третьим фактором является внешняя политика государства. Характер внешних отношений страны всегда способствует формированию политической культуры общества. Так, например, нейтралитет государства, завоевательная политика страны, агрессивное отношение к соседним государствам, очень сильно повлияет на политическую культуру граждан. Четвертым фактором можно назвать религию. Религия играет значительную роль в формировании политической культуры общества. К примеру, в тео¬кратических государствах ее роль очень высока и важна, потому что она создает моральную базу, принимает одни ценности и отвергает другие, тем самым воздействует на политическое мышление и поведение граждан. Политическая система общества и ее элементы, также формируют политическую культуру общества. Среди них можно отметить государство, политические партии, общественные организации. Так, например, государство формирует для общества свою модель, образец политического поведения, разрабатывает и принимает основные политико – правовые нормы, тем самым влияя на политическую культуру. Различные общественные организации, политические партии оказывают воздействие на формирование политической культуры отдельной личности, определенной социальной группы. Важно учитывать, что особенно велико влияние лидирующих партий на политическую культуру общества. Средства массовой информации, имеют в своих руках большие возможности влиять на сознание, мышление граждан. Поэтому СМИ .....
1. Теоретические проблемы анализа политической культуры
1.1.Политическая культура: понятие, структура, функции
В настоящее время нет единой концепции политической культуры. Об этом свидетельствует широкий спектр позиций и мнений в трактовке понятия «политическая культура». Согласно статистике канадского исследователя Г.Патрика, к концу 80-х годов XX века существовало более 40 определений и формулировок «политической культуры», а также не было единого подхода в определении ее структурных компонентов, функций. Некоторые полагают, что политическая культура это умение четко излагать свою политическую позицию, для других политическая культура выступает в роли объективной оценки политических событий, отношение к политике. Что же такое политическая культура?
Проблема концепции политической культуры впервые была освещена в 1956 году, в исследовании англо-американского политолога Германа Файнера « Governments of greater European powers: a comparative study of the governments and political culture of Great Britain, France, Germany, and the Soviet Union» («Системы правления великих европейских государств: Сравнительное исследование систем правления и политической культуры Великобритании, Франции, германии и Советского Союза»). Необходимо отметить, что данная работа не содержала четкой формулировки категории политической культуры.
Значительный вклад в развитие концепции политической культуры внес известный американский политолог Г. Алмонд. В статье «Comparative Political Systems» («Сравнительные политические системы»), опубликованной в 1956 году, Г.Алмондом впервые была предпринята попытка сформулировать концепцию политической культуры. В дальнейшем эта концепция была изучена в работе Г.Алмонда и С.Вербы «The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations» («Гражданская культура: Политические установки и демократии пяти наций»). Важным этапом в исследовании концепции политической культуры стало появление в 1965 г. работы Л.Пая и С.Вербы «Political Culture and Political Development» («Политическая культура и политическое развитие»), в которой был предпринят анализ политических культур 13 стран.
Вторым этапом комплексного изучения концепции политической культуры приходится на период второй половины 1960-х и 1970-е годы. Известные американские политологи, социологи, как В.Ки, Р.Маркридис, В.Нойман, Д.Марвик и др. обобщая многочисленные интерпретации концепции политической культуры, предлагали свой вариант определения. Изучение проблемы политической культуры стало популярным среди политологов всего мира и стало одним из важнейших инструментов исследования политических процессов.
На сегодняшний день существует множество исследований, посвященных различным аспектам политической культуры отдельных стран и регионов. Интерес к данной проблеме, прежде всего, связан с осоз¬нанием ученых, что необходимо выявить и изучить инструменты, механизмы достижения политической стабильности и общественно-политического развития. Анализируя глубинные, эмоциональ¬ные и социально-психологические связи между членами политиче¬ских общностей и формами правления можно выявить те связи, которые, содействуют и благотворно влияют или препятствуют национальному развитию и достижению политическойддстабильности.
50-е годы XX века является важным этапом развития мировой политологии, поскольку в данный период наука обогатилась целым комплексом новых методологических и концептуальных подходов, методов и приемов исследования. Прежде всего, среди них следует отметить - бихевиоризм, системный анализ, политико - культурный подход и связанные с ними теории и концепции, а также приемы, методы, понятия и категории.
Главной идеей политико - культурного подхода заключалось в том, что политологи предприняли попытку поставить в центр политологических исследований человека с его мышлением, заботами, интересами, эмоциями, мифами, стереотипами. С помощью политико - культурного подхода политические феномены и процессы рассматривали в культурных, социокультурных и социально - психологических аспектах. Изучение политических феноменов с точки зрения индивидуального избирателя или участника политического процесса являлась основной целью бихевиористов . Согласно бихевиоризму, если раскрыть мотивы, намерения отдельной личности в политическом процессе, то можно правильно понять и политическую систему в целом, в которой они действуют.
По - мнению американского политолога Г.Алмонда, исследование государственно-правовых институтов с помощью традиционного подхода имеет много недостатков, поскольку традиционный подход к политике не в состоянии ответить на такие вопросы как, почему одинаковые по своей форме социально- политические институты действуют по- разному в разных странах или же почему те или иные институты оказываются дееспособными в одних странах и совершенно неприемлемы для других стран.
Несмотря на то что, нет единого подхода в трактовке категории «политической культуры», исследователи признают, что в каждой общественно-политической системе, в каждой стране существует особый тип политической культуры, которая определяет политическое поведение людей, придавая ему то или иное содержание и направление. «Термин “политическая культура”, - пишут Г.Алмонд и С.Верба,- подразумевает специфические политические ориентации – установки в отношении политической системы и ее различных частей. Эти ориентации включают: 1) «когнитивную ориентацию», или знание и убеждение о политической системе, ее роли и тех, кто выполняет эти роли, ее входах и выходах; 2) «аффективную ориентацию», или чувства относительно политической системы, ее роли, должностных лиц и функционирования; 3) «оценочную ориентацию», или убеждения и мнения о политических объектах, которые, как правило, включают комбинацию ценностных стандартов и критериев с информацией и чувствами»[Gabriel A. Almond, Sidney Verba. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton University Press, 1963].
В западной политологии можно выделить два основных направления в понимании сущности политической культуры:
1) субъективистское (бихевиористское), ограничивающее политиче¬скую культуру сферой политического сознания и рассматривающее ее как субъективную ориентацию личности на политику (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Пауэлл, Л. Пай, К. фон Бейме и др.);
2) объективистское, связывающее содержание политической культу¬ры не только с системой ориентации и убеждений, но и с политиче¬ской деятельностью (Ч. Фостер, Р. Даль, Р. Роуз, Ж. П. Котт и др.)[Политология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.А. Круглова.- Минск: Асар, 2009].
Интересное содержание в определение «политическая культура» вкладывает канадский исследователь Р. Престус. Канадский политолог характеризует политическую культуру как «ценности и институциональные структуры», он включает в нее «отношение масс к политике; степень их участия в политической жизни; понимание гражданами эффективности политики и отчуждение от нее; законность, приписываемую политическим элитам»; а также характер и основу политики внутри социальной системы и ее различных подсистемах». [Robert Presthus. Aspects of Political Culture and Legislative Behavior: United States and Canada.York University, Canada,1977]
Многие исследователи дают весьма широкую трактовку понятия «политическая культура», что по сути дела лишает ее всякого реального смысла. Американский политолог Л.Пай, характеризуя концепцию «политической культуры», включает в нее все то, что охватывается такими категориями как «политическая идеология, национальный характер и дух, национальная политическая психология и фундаментальные ценности народа». [Pye L. Political culture/International encyclopedia of social sciences.N.Y., 1968, vol.12. ]
Весьма глубокий смысл исследователь Л. Дитмер вкладывает в понятие «политической культуры», применяя его в отношении «национального характера, влияния коллективного исторического опыта на национальную специфику, а также эмоциональных или нормативных рамок взаимосвязи между государством и гражданами». [Lowell Dittmer. Political Culture and Political Symbolism: Toward a Theoretical Synthesis. Cambridge University Press, 1977 ]
Американский политолог Р.Патнэм в ходе изучения проблемы политической культуры , пришел к следующему выводу. По его словам, политическая культура призвана дать ответы на вопросы: «в чем состоит сущность человека?», «что такое общество и что лежит в его основе: гармония или конфликт?», «что такое политическая система?» и др. Комплекс ответов на эти вопросы, по его словам, и составляет «политическую культуру» [ Robert D.Putnam. Studying Elite Political Culture: The Case of Ideology.1971, p.651].
Согласно выводам польского социолога А.Боднара, политическая культура является «исторически сформированной совокупностью ясных и скрытых представлений о различных аспектах политической жизни, в которую входят:
1)политические ценности;
2)политические нормы;
3)политические институты;
4)политические образцы;
5)способы политического действия индивидов и общественных групп» [Nauka o poliike: Podrecznik akademicki pod redakcja A.Bodnara. – Warszawa, 1988. S. 127].
На сегодняшний день понятие «политической культуры» стало символом и обобщенной характеристикой всего субъективного контекста политики, отображая то, «как люди воспринимают политику, и как они интерпретируют то, что видят» [Verba S. Conclusions: Comparative Political Culture/L. Pye, Verba S. Political Culture and Political Development. Priceton, p. 516].
Известный исследователь Э.Я.Баталов, изучая проблему политической культуры, предложил свой вариант определения: «Политическая культура - система исторически сложившихся ориентаций сознаний, моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса» [Баталов Э.Я. Политическая культура//Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ Под общ. ред. В.И.Жукова, Б.И.Краснова. – М., 1997, с.697].
В понятии «политическая культура» органически выражается единство сознания, культуры и политики. Политическая культура фиксирует достигнутый уровень внутренней включенности культуры в политическую деятельность и политической осознанности в реальную культуру личности (общества). [В.А.Щегорцов. Политическая культура: модели и реальность. М.,1990,с.28] Несмотря на сложность и многовариантность понятия «политической культуры», определение, данное Г.Алмондом и С.Вербой является классическим определением в мировой политологии.
Итак, обобщая описанные выше подходы, политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества [Введение в политологию: Учебник для студентов вузов/ В.П.Пугачев, А.И.Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2010, стр.290].
Каждая общественно - политическая система, каждая страна имеет особую, собственную модель политической культуры. Важно отметить, что основные элементы каждой базовой модели политической культуры характеризуется универсальностью и определяются общемировоззренческими установками и ориентациями людей независимо от их национальной принадлежности. Политическая культура это исторический процесс, потому что она, прежде всего, воплощает в себе опыт предыдущих поколений, закрепляется отношение общества к существующей политической системе, а также отношение к самому себе и своей роли в политическом процессе.
Характерные черты политической культуры:
1)фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта;
2)является продуктом естественно – исторического развития общества, результатом коллективного политического творчества;
3)имеет тотальный характер, политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой;
4)характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур [Зосименко И.А., Куклев В.А., Безяев П.П. Политология как система знаний о политике. – М., 2003, стр.125].
Политическая культура является одним из важных компонентов политики. Многие ученые отождествляют политику и политическую культуру, изучая их как равнозначные явления. Это связано с тем, что сфера функционирования политической культуры является политика. Но существует ряд исследователей, которые отвергают данный подход. Согласно их мнению, политика – это конкретная деятельность в сфере политических отношений, а политическая культура – это, прежде всего характеристика этой деятельности, понимание, осознание обществом происходящих в стране политических процессов, то есть качественная сторона. Неверное предположение ограничивать сферу функционирования политической культуры только сферой политических отношений. Конечно, политические отношения для политической культуры занимает центральное место, но в сферу функционирования политической культуры можно включить различные стороны взаимодействия политики со всей совокупностью общественных отношений.
Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те же общественные отношения, воззрения, виды деятельности и организации, которые в той или иной степени затрагивают проблемы власти и управления, а также сферы (пограничные зоны) взаимодействия политики и экономики, политики и права, политики и нравственности [Ф.М.Бурлацкий. Политическая система общества: понятие и элементы. “Политические системы современности. М., 1978, с.12.”]. По мнению исследователя Ф.М.Бурлацкого, рассматривать, политическую культуру необходимо в контексте общественных отношений, как составную часть духовной жизни общества, как характеристику политических отношений, и важнейший компонент политической системы любого общества.
Политическая культура – это система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов в ряду сменяющих друг друга поколений [Политическая культура: теория и национальные модели/Гаджиев К.С., Гудименко Д.В., Каменская Г.В. и др. М.: - Интерпракс, 1994, с.55]. Политическая культура это не прерывающийся процесс, а наоборот развивающийся, поскольку постоянно обогащается новым содержанием и формами. События, происходящие в окружающем мире, сильно влияют и воздействуют на политическую культуру.
Существует ряд факторов, которые формируют политическую культуру общества и определяют ее механизмы. К ним относятся, прежде всего, внутренние и внешние факторы, которые имеют целенаправленное или наоборот, стихийное воздействие. Во - первых, это революции (промышленные, научно- технические, и иные виды). Они кардинально изменяют всю политическую систему общества и занимают особое место в историческом развитии. Под влиянием социальных революций, происходят коренные изменения в политических знаний общества, их установок, убеждений, ценностей, ориентаций и норм поведения. Необходимо отметить, что если социально - экономические изменения произошедшие, в ходе революции носят глубокий характер, тем значительней и изменения в политической культуре общества. Важным моментом также является то, что воздействие революции может выходить за территориальные рамки и затрагивать политическую культуру других народов, регионов и стран. Одним из факторов, формирующих политическую культуру общества, являются войны. Последствия для развития политической культуры могут быть, как положительными, так и отрицательными, это зависит от характера войны и какие общественные интересы она задевает. Третьим фактором является внешняя политика государства. Характер внешних отношений страны всегда способствует формированию политической культуры общества. Так, например, нейтралитет государства, завоевательная политика страны, агрессивное отношение к соседним государствам, очень сильно повлияет на политическую культуру граждан. Четвертым фактором можно назвать религию. Религия играет значительную роль в формировании политической культуры общества. К примеру, в тео¬кратических государствах ее роль очень высока и важна, потому что она создает моральную базу, принимает одни ценности и отвергает другие, тем самым воздействует на политическое мышление и поведение граждан. Политическая система общества и ее элементы, также формируют политическую культуру общества. Среди них можно отметить государство, политические партии, общественные организации. Так, например, государство формирует для общества свою модель, образец политического поведения, разрабатывает и принимает основные политико – правовые нормы, тем самым влияя на политическую культуру. Различные общественные организации, политические партии оказывают воздействие на формирование политической культуры отдельной личности, определенной социальной группы. Важно учитывать, что особенно велико влияние лидирующих партий на политическую культуру общества. Средства массовой информации, имеют в своих руках большие возможности влиять на сознание, мышление граждан. Поэтому СМИ .....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?