Внешняя и внутренняя политика Кореи в XVIII- в нач. XX века. Реформы Енчжо

 Внешняя и внутренняя политика Кореи в XVIII- в нач. XX века. Реформы Енчжо

Содержание
Введение
ГЛАВА 1. РЕФОРМЫ ЕНЧЖО
1.1. Развитие сельского хозяйства
1.2. Развитие науки и искусства.
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
2.1. Попытки осуществления реформ.
2.2. Крестьянская война 1812 -1862 года
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
3.1. Наступление капитализма
3.2. Реформы и противодействие Японии.
3.3. Политический переворот 1884 года. Восстание Тонхак 1894 года.
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Актуальность данной работы. Корея (кор. Чосон, букв. - страна утренней свежести), страна в Вост. Азии, на Корейском п-ове (включая острова). 220,8 тыс. км2. Население ок. 67 млн. человек (1993), 99% - корейцы. Официальный язык - корейский. Верующие - буддисты, конфуцианцы, христиане (главным образом на юге). Северную часть полуострова и прилегающую часть материка занимает Корейская Народно-Демократическая Республика, южную часть полуострова - Республика Корея.
Актуальность темы исследования. Некогда жили в одной пещере медведица и тигр. И молились они небесному божеству Уну, прося превратить их в людей. Тогда божество дало им по пучку полыни и горсть головок чеснока, повелев все это съесть и не смотреть на солнечный свет сто дней. Звери съели посланное Небом, но тигр не смог долго оставаться в темноте, нарушил тем самым заповедь и не стал человеком. Медведица же сделала все как надо и превратилась в женщину. Ун принял человеческий облик, спустился с небес и взял ее в жены. Согласно старой легенде, они и положили начало племени корейскому. Многое выпало на долю "Страны утренней свежести" , как исстари называют Корею, за долгую ее историю. И так уж случилось, что многих корейцев разбросало теперь по всему свету, а их родина уже полвека, как расколота на две части. Причем люди, оказавшиеся по разные стороны границы, полностью лишены возможности каких-либо контактов друг с другом. Этим правом лишь изредка пользуются политики Севера и Юга, но они безнадежно скованы идеологическими цепями, стремлением сохранить в руках власть и никак не могут решить проблему национального раскола. Полвека -- срок немалый для того, чтобы разделенный народ породил внутри себя массу различий в образе жизни, в языке и мышлении. Но, видать, не зря матери-медведице пришлось есть полынь и чеснок -- любимые, кстати, до сих пор ее потомками как на одной, так и на другой половине Корейского полуострова. При всех различиях корейцы на Юге и Севере остались невероятно похожими друг на друга.
В современное время, когда США играет роль мирового жандарма, считая возможным не прислушиваться ни к ООН ни к ЕС. Одержав фатовую победу над Ираком, США вполне может взяться за Северную Корею. Когда в этом регионе микроскопическими шагами начинает налаживаться взаимоотношения, США своей грубой политикой и вмешательством не исключая военное, может нарушить это хрупкое равновесие. На данном этапе истории проблема международных отношений Северной и Южной Кореи очень актуальна.
Выявляемые при этом закономерности, помимо важного значения в теоретическом плане, имеют несомненную практическую значимость, служат дополнительным аргументом в пользу необходимости дальнейшего углубления изучения проблемы существования двух Корей и возможного воссоединения. А так же предотвращения не только локальных военных конфликтов на Дальнем Востоке, но так же и ядерной войны, а за ней и третьей мировой.
Практика свидетельствует, что в обществах, социально и политически структурированных, с развитыми демократическими традициями и публичной политикой, к которым относится большая часть стран Западной и Центральной Европы, превалирующее влияние на политическое действие оказывают, как правило, общенародные и социальные групповые интересы и только потом - партийные и личные. В Северной Корее все иначе. Личность правителя всегда оказывает немалое влияние на судьбу страны – с этим, пожалуй, не решится спорить даже самый убеждённый сторонник исторического детерминизма. В особой степени относится это к диктатурам, особенно таким, в которых власть правителя практически не ограничена ни традицией, ни влиянием сильных зарубежных "покровителей", ни каким-то, пускай и слабым, общественным мнением. Одним из примеров такой диктатуры является Северная Корея – государство, во главе 46 (а фактически – 49) лет стоял один и тот же человек – "Великий Вождь, Солнце нации, Маршал Могучей Республики" Ким Ир Сен. Он возглавил это государство в момент его создания, и, судя по всему, "Могучая Республика" ненадолго переживёт своего бессменного руководителя
По легенде Когурё было основано в 37г. до н.э. Чумоном (Тонмёном), пришельцем с севера. Большинство историков склонно считать, что исторический смысл легенды в том,что гегемония в когурёском союзе племён перешла от рода Сонно к роду Кьеру. Скорее всего сначала монарх выбирался собранием старейшин племенных союзов, входивших в Когурё. Позже выделяется клан Кьеру, становится “первым среди равных”.
Кульминацией истории является противостояние Когурё - Шу - тан. Во второй половине 6 века балланс между 3 государствами значительно изменился.
С развитием аристократического управления и централизации необходимо было организовать армию на государственном уровне. Таким образом монарх становился главой армии и иногда сам вёл в бой свои войска. Об организации армии мы знаем мало, но в Силла были учреждены 6 подразделений - Чонг. Чонг набирался в каждой провинции. Командирами были столичные аристократы уровня чинголь, поэтому чонг были элитными войсками. Люди, служившие там, смотрели на службу как на предоставленную честь, а не как на опасную обязанность. Помимо этих войск существовали содан, формирования типа наёмников, более или менее преданных своим командирам. Сменой и пополнением элитным войскам служили молодёжные движения типа Хваран в Силла.Это движение воспитывало молодёжь в духе традиций предков, поэтому выпускники Хваран, забыв о клановых интересах, стали настоящей опорой государства. Вот заповеди, которыми руководствовались последователи этого движения: преданность монарху, покорность и почитание родителей, дружба и взаимопомощь между собой, презрение к трусости в бою, презрение к бесполезному убийству. Организация Хваран имела и религиозное значение - её члены совершали паломничества, молились о процветании государства, а также исполняли церемониальные песни и танцы. Но самой важной была военная функция этого движения. В мирное время Хваран практиковали и совершенствовали боевые искусства, а во время войны первыми принимали удар. Существует множество рассказов о храбрости и самоотверженности членов этой организации самые известные из которых - Ким Юсин, Куон Чонг, Сада Ам.
Каждое из трёх государств также организовывало по районному и местному принципу, а местные административные центры были также и военными центрами- в каждой крепости был ограниченный контигент. Для управления крепостями в Когурё был создан орган Кьёнданг. Он выполнял ту же функцию, что и Хваран в Силла- помогал молодёжи совершенствоваться морально и физически. Главы районов и провинций также были и военными предводителями. Каждое из трёх государств старалось превратить свою армию в единый чётко слаженный механизм. в последней четверти 19-го в. Япония совершила первую попытку “открытия” страны-отшельника. Дело в том, что курс на международную изолящию был сознательным курсом правительства Кореи, направленным на сохранение национальных культурных и иных ценностей от “иностранных варваров”, курс на самодостаточное государство, автаркию. Он основывался на конфуцианских ценностях, а учёные-конфуцианцы считали разрушительным проникновение европейского капитализма в страну. Вторжение иностранных кораблей в 1866 г. послужило одной из причин ксенофобии. Многие прогрессивные конфуцианцы утверждали, что Корея сможет открыть доступ иностранным предпринимателям только тогда, когда её промышленность станет для этого достаточно конкурентной, и выступали за проведение реформ.
ГЛАВА 1. РЕФОРМЫ ЕНЧЖО
Король Енчжо (г. пр. 1724—1776) осознавал губительные для государства последствия междоусобной вражды и, взойдя на престол, попытался положить этому конец. Прежде чем восстановить упразднен¬ный единый налог на содержание армии, он даже выходил за егены дворца, чтобы узнать мнение чиновников, солдат, крестьян и ученых. Он наполовину уменьшил этот налог и приказал компенсировать сокращение государственных доходов путем обложения налогами рыбных промыслов, солеварен, а также за счет корабельного сбора и дополнительного поземельного налога. Нужно упорядочил финансовую систему бюджетных доходов и расходов, введя бухгалтерский учет. Благодаря его реалистической политике стало возможно в отдаленной провинции Кенсандо выплачивать налог зерном, доста¬вляя его в ближайшие порты, а в горных об¬ластях заменять зерно хлопком или наличными деньгами. Денежное обращение развивалось бггзгопард усипеннй чеканке, монет.
Енчжо заботился об улучшении жизни крестьянства. При нем широкое распростра-нение получили книги на корейском языке, в том числе по сельскому хозяйству. Уровень грамотности населения значительно повысился.
Вновь наладилось производство дождемеров, которые в большом количестве были разосланы по местным управлениям. Широкие масштабы приобрели общест¬венные работы.
Еичжо повысил статус внебрачных сыновей цворяиянбанов, тем самым об¬легчив им путь вверх по общественной лест¬нице и решив одну из социальных проблем. Он надеялся восстановить конфуцианскую монархию и гуманное правление, но все это уже не могло сдержать надвигающихся со¬циальных перемен.
В XVIII в. быстро вырос торговый обо¬рот в стране. Благодаря развитию оптовой торговли через гильдии шло накопление капитала. Многие купцы обосновались в Сеуле. Традиционные казенные лавки, купцы, имевшие грамоту на поставку товаров, полученных в качестве натурального налога^ мелкие городские торговцы — все оказались втянуты в систему монопольной и оптовой торговли. Временные лавки, предназначен¬ные для обслуживания тех или иных меро¬приятий — экзаменов на получение долж¬ности в государственной службе, праздничных процессий и других общенациональных событий, после их окончания продолжали торговать продуктами и различными
товарами. Мелкие торговцы полностью зависели от оптовиков, чья ценовая политика оказывала непосредственное влияние на жизнь сеульцев.
Ремесленники нередко становились самостоятельными производителями. Иные лаже открывали собственные фабрики и мастерские и получали грамоты на моно¬польную торговлю своей продукцией. В не¬которых случаях более выгодно было за¬ниматься оптовыми поставками, чем производством товаров. Среди купцов и ре¬месленников вошло в практику получать гра¬моты на новые товары, внося незначитель¬ные изменения в уже запатентованные об¬разцы. Грамота давала право на монополь¬ную торговлю и поддержку правительства.
Так называемые "дельтовые купцы" при¬брали к рукам торговлю товарами из провинций Кенгидо и Чхунчхондо, другие получили право монопольной продажи жень¬шеня. С сеульскими купцами активно конкурировали оптовики из Кэсона и Сондо, торговавшие с Японией и Китаем. Они продавали женьшень и другие корейские то-зары и взамен ввозили японское серебро, китайские книги и шелк. В погоне за при¬былью они даже сопровождали от¬правляющиеся в Китай посольства. Купцы скупали в буддийских монастырях бумагу для продажи в Китай, на отдаленном южном счгтрове Чечжудо — конский волос для шляп, 1 на восточном побережье — мех выдры.
Регулярное движение торговых судов между этими отдаленными друг от друга портами описано в сочинении Ли Чжун Хвана "Тхэнничжи" ("Описание избранных деревень"). Этот же сюжет представлен на картине Ли Ин Муна "Неистощимые реки и горы".
В связи с ростом монопольной оптовой торговли увеличивалась потребность в серебре и меди, что, в свою очередь, [способствовало развитию горного дела. До войны с Японией оно находилось под жестким контролем государства, а в сослевоенное время перешло в частные руки. В XVII в. в Корее действовало 68 серебряных рудников. Добыча меди была развита слабо, гак как медь в основном ввозилась из Японии. Однако в ХЛТП в. началась усиленная разработка медных рудников, поскольку Япония прекратила экспортировать медь, а цинский Китай требовал поставлять этот металл в большом количестве.
Постоянный рост цен сделал бы жизнь се¬ульцев невыносимой, если бы все они, от янбанов до простолюдинов, так или иначе не занимались торговлей.
В XVIII в. Сеул превратился в про¬цветающий торговый и промышленный город. Рос спрос на ремесленные товары — ножи, шляпы из конского волоса, обеденные столики, бронзовые изделия. Были сняты ограничения на ношение шляп из конского волоса.
Сословие янбанов из-за роста численнос¬ти постепенно беднело, поскольку семей¬ные земельные наделы приходилось делить поровну между всеми сыновьями, а часто и дочери, независимо от того, замужем они или нет, получали свою долю наслед¬ства. Разорившиеся янбаны вынуждены были или заниматься сельским хозяйством в качестве собственников, обрабатывающих свою землю, или через подставных лиц участвовать в коммерческих предприятиях. Многие из них занимались ростовщичеством, которое получило распространение с развитием торговли и денежного обращения.
Назрела необходимость изменить отношение к торговле и промышленности как к второстепенным, недостойным занятиям, заимствовать опыт цинского Китая. Те, кто побывал в Китае вместе с посольствами — Пак Чи Вон, Пак Че Га и другие, — наблюдали там расцвет торговли и мануфактурного производства. Воз¬вратившись в Корею, они предлагали проекты развития торговли, металлургии, рыбных промыслов, животноводства, садоводства, горного дела.
Даже незаконное печатание книг было прибыльным делом: богатые янбаны начали издавать книги из собраний своих прославленных предков. Большим спросом пользовались произведения литературы в прозе и стихах, особенно сатирического и социально-критического жанра. Особенно популярной была "Повесть о Чхунхян", в которой рассказывалось о верности простой девушки и сатирически изображалась жизнь жадных и спесивых чиновников.
1.1. Развитие сельского хозяйства
Развитие торговли и мануфактурного производства стимулировало в разных частях страны производство в коммерческих целях разнообразных сельскохозяйственных культур: женьшеня, конопли, табака, лекарственных трав. Урожайность росла за счет применения новых агрономических приемов. Например, метод высадки рисовой рассады из южных провинций Чолладо, Кенсандо и Канвондо распространился на север — в провинции Чхунчхондо, Кенгидо и Хванхэдо. Применение этого метода позволяло не только повысить урожайность риса, но и собирать два урожая в год — риса и ячменя.
Повышение производительности труда давало крестьянам возможность расширять и усовершенствовать свое хозяйство. Зажиточные янбаны и крестьяне постепенно увеличивали свои наделы за счет аренды со¬седских полей. Бедняки же вынуждены были бросать свою землю и уходить на заработки в город, на рудники, на фабрики. Некоторые уходили в горы и занимались там подсечным земледелием.
Бремя поземельного налога было возло¬жено на плечи крестьян-арендаторов. Как в других приходящих в упадок средневековых обществах, социально-экономические преобразования вели к дальнейшему разорению беднейшего крестьянства. Зажиточны же крестьяне могли покупать титул янбан и повышать свой авторитет и влияние среди местных жителей.
Были разработаны правила продаж титулов. Количество их постепенно увеличивалось, так как правительству час тс приходилось таким образом пополнят казну. Крепостные получали свободу и сами становились собственниками земли и другую крепостных. С 1690 по 1850 гг. численность янбанов в некоторых областях увеличилась с 9,2% до 70,3% от общего числа жителей тогда как число простолюдинов (в основное крестьян) сократилось с 53,7% до 28,2%, а крепостных — с 37,1% до 1,5%. Такое из¬менение в социальной структуре общества произошло вследствие хронического дефи¬цита средств в государственной казне, который правительство восполняло, продавая титулы и освобождая крепостных за деньги. В XVHI в. вошли в практику подделка и приобретение генеалогий, обеспечивающих общественное признание людям недворянского происхождения.
Одновременно шел и обратный процесс: некоторые разорившиеся янбаны фактически переходили в сословие простолюдинов и женились на крестьянках и предста-вительницах других низших сословий. Государственные управления, не имея средств содержать принадлежавших им крепостных, постепенно отпускали их на волю, получив за это крупную сумму деньгами или натурой. Число казенных крепостных уменьшилось с 190 тысяч в XVII в. до 27 тысяч в середине XVIII в. Число крепостных, принадлежащих янбанам, достигало в 1623 г. 400 тысяч, однако в ходе реформ оно резко сократилось. Многие янбаны не могли содержать даже одного крепостного. В этих условиях крепостные становились наполовину арендаторами, наполовину самостоятельными крестьянами. Наконец, в 1801 г., в подтверждение освобо¬ждения крепостных, правительство уничто¬жило все списки казенных и дворцовых крепостных.
1.2. Развитие науки и искусства.
Стремление познакомиться с достижениями цинского Китая диктовалось, в конечном счете, желанием принести пользу Корее. Продолжали развиваться прикладные науки, практические исследования. Многие ученые видели решение социальных проблем в Реформировании системы распределения Бемельных участков и в совершенствовании сельскохозяйственного производства. Особое качение придавалось ограничению площади удельных владений и внедрению принципов резного распределения земли. Ли Ик считал, что упразднив сословное деление и крепостных крестьян, можно прийти обществу без социальных барьеров. В своих сочинениях Пак Чи Вон высмеивал праздный, паразитический образ жизни янбанов и их самомнение. Социальное развитие Кореи он связывал с усовершенствованием сельскохо¬зяйственных орудий, строительством ороси¬тельных систем, новыми приемами в земледелии. Такие ученые, как Пак Че Га, Ли Док My и Хон Дэ Ен, предлагали ввозить в Корею западную технику и участвовать, наряду с цинским Китаем, в международной торговле. Эти выдающиеся ученые стояли во главе течения, призванного покончить с традиционным отношением янбанов к науке, технике и торговле.
Несмотря на влияние западной культуры и техники, проникавших через Китай, в Корее росло стремление возродить свою националь¬ную самобытность. Корейцы изучали ис¬торию, географию, язык и литературу своей страны. Художники отошли от подражания китайской манере письма и начали изображать природу и жизнь Кореи. Ан Чжон Бок положил начало новой, самостоятельной концепции в корейской ис¬ториографии, подчеркнув роль Тангуна и Кичжа как первых законных правителей Кореи. Вклад Ан Чжон Бока в историо-графию Кореи состоит в том, что он под¬черкивал ведущую роль народа в изгнании иноземных захватчиков. Он подвергал резкой критике правящие классы за их бес-пощадную эксплуатацию низших слоев общества.
Его сочинение "Тонса канмок" ("Общее обозрение истории Кореи") оказало большое влияние на творчество таких историков новейшего времени, как Пак Ын Сик и Син Чхэ Хо. Хан Чхи Юн особое внимание уделял изучению истории государств Когуре и Пархэ, рассматривая их в контексте общей истории Кореи. В том же ключе написана монография Ю Дык Кона о государстве Пархэ.
Вместе с другими областями исторической науки развивалась историческая география. Получила распространение картография, причем карты печатались с деревянных бло¬ков. Искусству составления карт способство¬вал оригинальный метод нанесения мас¬штаба, изобретенный Чон Сан Ги. На основе материалов, собранных во время много¬численных путешествий по стране, Ким Чжон Хо составил карту, по точности не уступающую современным.
В XVIII в. большое распространение получили различные сборники материалов и документов. Так появилось дополненное издание "Тонгук мунхон пиго" ("Сборник документов о Восточном государстве"), были составлены "Тэчжон тхонпхен" ("Общий свод великого уложения"), "Сборник корейской музыки" и собрание материалов дипломатических архивов. Король Чончжо (г. пр. 1776—1800), один из выдающихся ученых своего времени, привлекал к работе над этими проектами молодых ученых из разных слоев общества. Для развития науки была создана придворная королевская библиотека.
Высококачественное типографское ис¬полнение новых изданий требовало регу¬лярного обновления подвижных металли¬ческих наборных шрифтов, одновременно с ними продолжалось использование деревянных матриц. В ХУШ—XIX вв. издание художественной литературы стало вы¬годным коммерческим предприятием.
Успехи корейской полиграфии дали толчок развитию этой отрасли в цинском Китае. В 1772 г. там впервые подвижным медным наборным шрифтом была отпечатана зна¬менитая китайская энциклопедия "Гуцзинъ тушу цзичэн". Кореец маньчжурского происхождения Цзинь Цзянь предложил китайскому императору Цяньлуну ис¬пользовать более дешевые деревянные ма¬трицы. Этим способом и был набран "Сыку Цюаньшу", обширный сборник китайских библиографических материалов.
Растущие потребности населения в зна¬чительной степени стимулировали заимст-вование знаний и практических достижений других стран.
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ.
Король Сечжон в XV в. пытался вопло¬тить в жизнь идеальное конфуцианское государство всеобщего благоденствия. Фило¬софскую теорию общества всеобщего благо-денствия разработал Ли Су Гван в период после отражения нашествий войск Хидэеси. Ее основные положения заключались в том, что решение проблемы следовало искать в положении народа, который прежде всего надо должным образом одеть и накормить.
Пак Се Дан мечтал удалиться в деревню и заняться там физическим трудом, подобно Конфуцию, который выполнял работы гораздо более тяжелые, чем землепашество. Опираясь на принципы равенства людей, эти ученые все больше сосредоточивались на разработке доктрины общественного благо¬состояния......


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?