Взаимосвязь экономического мышления и сознания

 Взаимосвязь экономического мышления и сознания

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ
1.1 Понятие экономического сознания и экономического мышления
1.2 Трансформация экономического сознания и экономического мышления на постсоветском пространстве
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СПОСОБ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
2.1 Концепция культуры как социальной памяти
2.2 Экономическая культура как способ взаимодействия экономического сознания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой нами темы обусловлена становлением рыночных отношений в Казахстане. В условиях рынка каждый человек должен чувствовать и осознавать происходящие вокруг него процессы.
Экономическое сознание как вид общественного сознания подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Оно имеет в науке, идеологии и общественной психологии свои компоненты, которые могут выделяться в относительно самостоятельные духовные образования. Это означает, что правомерен вопрос о выделении сфер экономического сознания: экономической науки, экономической идеологии и экономической психологии.
Будучи неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономические отношения, «участвует» в их реализации в качестве атрибута субъективного фактора социально-экономического развития: материализуется в деятельности трудящихся, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления и т. п. Оно непосредственно связано с экономическими интересами, в которых проявляются производственно-экономические отношения. Экономическое сознание, таким образом, органически вплетено в общественные отношения, в хозяйственный механизм, связано с формами обмена, распределения и потребления, отражает совокупность процессов и явлений экономической действительности. Сказанное имеет важное значение для понимания и качественно-количественного анализа, во-первых, характера обусловленности экономического сознания экономическими отношениями и формами их практической реализации; во-вторых, его места в экономической практике; в-третьих, его роли в преобразующей деятельности.
Цель данной работы заключается в раскрытии взаимосвязи между экономическим сознанием и экономическим мышлением.
В целях достижения поставленной цели. Ставлю перед собой следующие задачи:
- раскрытие понятия экономического сознания и экономического мышления
- описание трансформация экономического сознания и экономического мышления на постсоветском пространстве
- описание концепции культуры как социальной памяти
- описание экономической культуры как способа взаимодействия экономического сознания
В 90-х годах лишь около 8 % рабочих (против 45 % в 80-е годы) представляли себе хозяина как человека, принимающего важные хозяйственные решения. Для каждого пятого суть хозяйских полномочий заключалась в праве выбирать администрацию и контролировать ее деятельность. 30 % опрошенных рассматривали «хозяина производства» прежде всего как добросовестного труженика, честно выполняющего предписанные обязанности и соблюдающего трудовую дисциплину. У 40 % рабочих не сформировалось сколько-нибудь четких представлений о предмете исследования. Подобная типология рабочих по состоянию их экономического мышления фактически свидетельствует об их слабой готовности стать в условиях рыночной экономики предпринимателями, скорее они станут наемными рабочими или пополнят армию безработных.
Экономическое мышление - его непротиворечивость, положительный характер, последовательность и логичность - в значительной мере детерминируется состоянием экономического сознания в обществе. Но как отражение непосредственного практического опыта оно по своей сути эмпирично, впитывая в себя индивидуальный, коллективный и общественный опыт развития отечественной экономики. Тип собственности в ее реальном (а не декларативном) выражении, тип организации труда, реальная ситуация на предприятии и в регионе детерминируют присущий им тип ситуативного экономического мышления и экономического поведения.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ
1.1 Понятие экономического сознания и экономического мышления
Вопрос о правомерности выделения экономического сознания в относительно самостоятельный вид общественного сознания являлся до недавнего времени дискуссионным. Чаще всего отрицание его носило не более как умозрительно-декларативный характер по принципу: такого сознания нет, потому что его вообще быть не может. Если и приводились доводы, то они, как правило, не включали в себя сколько-нибудь развернутого методологического анализа. Между тем при обосновании экономического сознания, научном поиске критериев его выделения требуется, на наш взгляд, осуществить несколько методологических подходов, являющихся различными аспектами диалектического метода анализа общественных явлений. Прежде всего обратим внимание на онтологический, гносеологический и социологический подходы.
Онтологический подход позволяет выявить природу, происхождение экономического сознания, его субстанцию. Субстанцией экономического сознания, как, впрочем, и всего общественного сознания, является материально-предметная деятельность человека. Разновидностью материально-предметной деятельности, ее видом выступает производственная, экономическая деятельность. Эта деятельность и есть субстанционный фактор существования и развития экономического сознания. Следует, на наш взгляд, различать такие виды экономической деятельности, как материальная, управленческая, познавательная.
Гносеологический подход позволяет рассмотреть экономическое сознание через призму положений: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное сознание. Процесс отражения развивается как взаимодействие объекта и субъекта под воздействием общественной потребности. По выражению Ф. Энгельса, «экономическая потребность была и с течением времени все более становится пружиной прогресса в познании». Объект отражения экономического сознания - экономические отношения. Да, экономические отношения складываются, не проходя через сознание людей, но, сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно прежде всего экономическим сознанием. Кроме отношений, складывающихся в процессе материальной деятельности, экономическое сознание отражает и отношения управленческие (как форму управленческой экономической деятельности), духовные (как форму познавательной деятельности), но это уже вторичные, третичные и вообще производные отношения.
Социологический подход обязывает основное внимание сосредоточить на социальном субъекте отражения, на носителе сознания, на его роли в процессе функционирования общественного сознания, когда происходит «превращение общественного сознания в общественную силу». Для решения проблемы о правомерности выделения экономического сознания следует ответить на вопрос: есть ли в обществе социальный субъект, обладающий необходимостью в экономических знаниях, идеях, в осмыслении и осознании экономических отношений? Объективные экономические потребности и экономические интересы различных социальных страт и слоев в целом обусловливают такую необходимость. Социальная роль экономического сознания как структурного компонента общественного сознания характеризуется тем, что «определенному сознанию соответствуют... определенные люди и определенные обстоятельства».
Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокупность экономических знаний, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени.
Экономическая практика (как единство экономической деятельности и экономических отношений), ее структура могут рассматриваться в качестве одного из наиболее общих критериев формирования структуры экономического сознания. Основным критерием перехода знания в сознание является, по мнению российского философа В. Д. Попова, общественная потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, выражающих экономические интересы социальных общностей и направленных на регулирование экономических отношений и экономической деятельности. Традиционно сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
Экономическое сознание как вид общественного сознания подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Оно имеет в науке, идеологии и общественной психологии свои компоненты, которые могут выделяться в относительно самостоятельные духовные образования. Это означает, что правомерен вопрос о выделении сфер экономического сознания: экономической науки, экономической идеологии и экономической психологии.
Будучи неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономические отношения, «участвует» в их реализации в качестве атрибута субъективного фактора социально-экономического развития: материализуется в деятельности трудящихся, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления и т. п. Оно непосредственно связано с экономическими интересами, в которых проявляются производственно-экономические отношения. Экономическое сознание, таким образом, органически вплетено в общественные отношения, в хозяйственный механизм, связано с формами обмена, распределения и потребления, отражает совокупность процессов и явлений экономической действительности. Сказанное имеет важное значение для понимания и качественно-количественного анализа, во-первых, характера обусловленности экономического сознания экономическими отношениями и формами их практической реализации; во-вторых, его места в экономической практике; в-третьих, его роли в преобразующей деятельности.
Традиционно, сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Вместе с тем довольно часто экономическое сознание разделяют на теоретическое и эмпирическое, которое называют экономическим мышлением. Теоретическое сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий, являющейся результатом научного познания производственных отношений. Вместе с тем, по мнению автора, оно включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельности, теми связями, в которые они вступают в своей повседневной хозяйственной жизни. Эти взгляды и представления, далеко не всегда совпадающие с научными выводами, и образуют эмпирический слой экономического мышления. Оно, как считает российский экономист Л. И. Абалкин, представлено тем, что принято называть обыденным сознанием. В своей повседневной практике люди и руководствуются, как правило, этим обыденным сознанием, которое непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Таким образом, экономическое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.
Анализируя данное явление, В. Д. Попов рассматривает экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Последние входят, по его мнению, и в содержание экономического сознания. В этом смысле сознание - продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания. В данном аспекте, считает В. Д. Попов, экономическое сознание играет роль первичного элемента по отношению к экономическому мышлению. Мышление же как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результат этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание экономического сознания. Но поскольку данный процесс есть взаимодействие объекта и субъекта, то происходит непрерывный переход объективного в субъективное и наоборот. Результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.
С подобным подходом можно было бы согласиться, но здесь не улавливается принципиальная разница между анализируемыми явлениями - экономическим сознанием и экономическим мышлением. Играя разную роль в процессах познания, они наполняются практически одинаковым содержанием, во многом отождествляются, в чем-то накладываются друг на друга, в чем-то повторяют друг друга. Соотнести их сущности и адекватно отразить содержательную сторону каждого из понятий, описывающих анализируемые явления, практически, как показал наш собственный опыт, невозможно.
Итак, традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Определяя экономическое мышление подобным образом, мы тем самым определяем сферу функционирования данного явления. Экономическое мышление питается уже не познанием действия и использования социально-экономических законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполнено иным социально-экономическим содержанием.
Получается, что связь между понятиями, описывающими данные явления, гораздо более опосредованная н неоднозначная, чем это представляется традиционно. Наш собственный опыт десятилетних исследований (1982-1991 гг.) в этой области сопровождался стремлением выяснить, в чем же разница между этими понятиями, как их различать. Являются ли они продолжением друг друга, результатом друг друга или они принципиально различны? Если различны, то в чем? Такая задача связывается с проблемой операционализации этих понятий в конкретных социологических исследованиях. До сих пор такая проблема почти не решалась и оба понятия наполнялись практически одним и тем же содержанием и выражались практически в одних и тех же показателях.
Между тем уже из определений следует, что изучаемые явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание - с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление - с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления индивидов и социальных групп. Оно воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.
1.2 Трансформация экономического сознания и экономического мышления на постсоветском пространстве
Социологи, экономисты, психологи в конце 1980-х годов очень много говорили о перестройке экономического сознания, особенно не задумываясь, в какой мере это возможно (и возможно ли вообще) и каким образом это можно осуществить. Между тем рассмотрение экономического мышления как формы проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации позволяет традиционную проблему перестройки экономического сознания перевести в плоскость проблемы влияния изменений в экономическом мышлении на те или иные аспекты экономического сознания; выяснить, в какой мере эти изменения затрагивают глубинную сущность экономического сознания. Ведь в конкретном социологическом исследовании мы можем измерить не более чем уровень (состояние) экономического мышления и выяснить в социальных показателях степень его рациональности, определяемую эмоциональным и противоречивым восприятием изменений в укладе и образе жизни.
Неразвитое экономическое сознание обусловливает противоречивое, эмоциональное по своей природе экономическое мышление. И в свою очередь противоречивое экономическое мышление эмоционального характера практически не влияет на развитие (перестройку) экономического сознания. Последнее, представляя собой мощный пласт общественного сознания, формируется совсем иным, нежели экономическое мышление, знанием (познанием научных основ действия социально-экономических законов) и в нынешних условиях объективной основы для своей перестройки пока что не имеет.
В то же время противоречивое экономическое мышление не формирует и активного экономического поведения, не создает предпосылок для развития инициативы, творчества, деловитости, предприимчивости. Оно начало освобождаться от старых иллюзий, но не приобрело новые стимулы своего развития. Люди осознают свою истинную роль (или отсутствие таковой) в развитии экономических отношений, но их готовность к свободному и ответственному преодолению экономических трудностей выражена очень слабо. Например, люди готовы использовать (на словах) возможности, предоставляемые хозяйственным развитием, но менее 5% из них согласны идти на хозяйственный риск.
Предлагаемый методологический подход дает возможность формировать теоретическую концепцию экономического сознания, исходя из анализа того, в какой мере оно отражает существующие экономические отношения и направлено на познание и сознательное использование социально-экономических законов. В значительной мере это обусловлено полнотой проявления экономических законов в обществе: чем эффективнее эти законы функционируют, тем активнее и восприимчивее экономическое сознание. Данный подход позволяет также объяснить противоречивость экономического мышления не из него самого, а из состояния экономического сознания, обусловившего эту противоречивость.
Экономическое сознание в нашем обществе сложилось в период, когда закон конкуренции был редуцирован до его частного проявления - закона социалистического соревнования, а действие остальных экономических законов деформировано и заменено декларированием этапов экономического.....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?