Анализ на основе эмпирических данных личностных особенностей христиан и мусульман
Содержание
Введение.
Глава I. Влияние религиозного опыта на психологию личности и ее особенности.
§1.1. Влияние религи на психическое здоровье и на психологию личности.
1.1.1. Уровень тревожности.
1.1.2. Уровень импульсивности
1.1.3. Эмоциональное состояние.
1.1.4. Самооценка.
§1.2. Психологические типы религиозных людей.
1.2.1. Типология религиозных людей Г. Олпорта.
1.2.2. Классификация типов религиозных людей М.Г.Писманика.
1.2.3. Уровневые модели религиозной веры представителей мусульманской и христианской конфессии в работах Н.Хон.
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей представителей мусульманской и христианской конфессии.
2.1. Формулировка целей, задач, гипотез исследования.
2.2. Методики исследования личностных особенностей.
2.3. Характеристика групп испытуемых и ход эксперимента
2.4. Результаты исследования.
2.5. Выводы.
Заключение
Список литературы
Введение
Тема религии была актуальна во все времена. Но в XX веке она является одной из самых злободневных проблем, стоит лишь вспомнить, например, события террактов в США и в Азии, в Будденовке или Москве («Норд-Ост»). Значительная часть актов террора совершается на религиозной почве. Люди, вступающие в ряды радикальной группировки – это выходцы из разных социальных слоев и жизненых сфер.
Религия- это многомерное явление, изучающееся как на социологическом, так и на психологическом уровнях анализа в условиях многообразия способов концептуализации и эмпирического измерения. Научный подход к изучению религии формируется в ХIХ в.- религия становится предметом исследования, опирающегося на эмпирический материал и использующего объективные методы; он основывается на принцыпе “методологического атеизма”, выводящего за рамки исследования вопрос об истинности или ложности существования предмета веры (Бога, богов, духов) и делающего упор на объективном анализе последствий религиозности человека, ее влияния на личную жизнь и жизнь общества.
Мы проживаем тяжелую ситуацию с состоянием духовно- нравственного, в том числе, религиозного сознания в нашей стране. С одной стороны, несмотря на видимое возрождение традиционных для Казахстана религиозных конфессий - Ислама и Христианства-в подавляющей массе население страны продолжает оставаться “религиозно безграмотным”. С другой - мы являемся свидетелями духовной экспансии невиданной силы и масштаба со стороны конфессий и религиозных объединений, не традиционных для наших культурно-исторических традиций. Следует серьезно задуматься о восстановлении духовного единства с историей своей страны, равно как и охранение ее населения от разрушительного влияния тоталитарных сект, которым дана полная свобода деятельности. Именно этими системными причинами обусловливается актуальность и необходимость изучения проблем религии в психологии.
Религия как социально-культурный феномен существует в любой известной культуре и играет огромную роль в жизни ее представителей. Анализ личностных особенностей религиозных людей помогает глубже понять действия многих современных социально-политических движений, культовых объединений и сект. Бесчисленны примеры обращения людей к религии в периоды жизненных кризисов.
Cуществует Сопределенный набор личностных черт, которыми должны обладать члены террористических групп. Борьба с террором - это задача не только политиков, но и психологов. Почему люди из типичных религиозных верующих становятся фанатиками этой веры, идут на преступление? А террористы-смертники? Сама мысль о том, что люди сознательно идут на смерть, просто бросает в ужас. Какие личностные особенности способствуют этому феномену? Зная все предрасположенности этих психологических типов, можно выявить какие факторы личности способствуют наиболее быстрому и продуктивному “погружению” в секты.
В данной работе мы хотели бы рассмотреть личностные особенности представителей христианства (православие) и ислама (суннизм). Почему именно эти направления веры, православие и суннизм? В настоящее время существует большое колличество различных течений, как в христианстве, так и в исламе, но мы решили ограничиться традиционными для Казахстана направлениями. Для читателя, который далек от религиозной веры хотелось бы немного остановиться на описании этих двух религий.
Православие - одно из трех основных направлений христианства. Источниками православного вероучения являются “свещенное писание” (Библия) и “священное предание” (постановления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужебная практика). Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Основным назначением православного культа является распространение и поддержание религиозности, воздействие на чувства и эмоции людей. Православные священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношение нательных крестиков, исполнение семи таинств (крещение, причащение, миропомазание, покаяние, брак, священство, елеосвящение). [1] Нравственные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека. Из множества нравственных ценностей христианства главной считается любовь к Богу и любовь к ближнему.
Cуннизм – одно из двух основных направлений ислама. Его последователи признают не только Коран, но и «священное придание», состоящее из рассказов (хадисов) о деяниях Мухаммеда и его изречений. Суннизм был официальной религией арабского халифата. Основной догмат суннизма – единобожие. Вера во всемогущего, строгого, но справедливого Аллаха связана с представлениями о конце света, страшном суде и посмертном воздаянии – загробной жизни в раю или аду. [1]
В данной работе мы собираемся исследовать только истинно верующих христиан и мусульман. Как определить критерий “истинно верующих” людей? Конечно, это будет очень сложно, потому что не каждый религиозный человек способен различить истинно ли он верует или эта вера лишь прикрытие социальными мотивами. Сложно это определить и эмпирическим методом. Но мы решили, что истинность верующих будем определять по выполнению всех религиозных догматов. Например, верующий христианин должен непременно держать пост, регулярно посещать церковь, церковные службы, подавать милостынют и т.д. Верующему мусульманину необходимо соблюдать все “пять столпов веры”: вера в единого Аллаха и посланника его Мухаммеда, соблюдение поста (ораза), совершение молитвы пять раз в сутки (намаз), плата налога (закят), совершение паломничества в Мекку (хадж). Вот по таким критериям мы и собираемся определять религиозных людей.
Общая гипотеза данной работы заключается в следующем: представителям христианской и мусульманской конфессии свойственны разные личностные особенности.
Частные гипотезы:
1. Уровень тревожности у христиан ниже уровня тревожности мусульман.
2. Уровень импульсивности у мусульман выше уровня импульсивности христиан.
3. Эмоциональная лабильность имеет одинаковые показатели у представителей обеих конфессий.
4. Уровень самооценки у мусульман выше уровня самооценки у христиан.
Объектом исследования являются личностные особенности христиан и мусульман.
Предметом исследования является определение у представителей двух конфессий следующих особенностей:
1. Эмоциональная лабильность
2. Уровень импульсивности
3. Уровень тревожности
4. Самооценка и т.д.
Цель работы:теоретический анализ на основе эмпирическиз данных личностных особенностей христиан и мусульман.
В соответствии с целью работы нами были выделены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния религии на психическое здоровье и на психологию личности христиан и мусульман;
2. Рассмотреть уровень тревожности, эмоциональное состояние, уровень самооценки и т.д. у представителей мусульманской и христианской конфессии;
3.Провести эмпирическое исследование по выявлению личностных особенностей христиан и мусульман.
4.Определить личностный профиль у верующего мусульманина и верующего христианина.
5. На основе проведенного исследования сформулировать теоретические и практические выводы.
Теоретическая значимость работы: составляет изучение теоретического материала по данной теме исследования, может быть использованиа как дополнение для дальнейших научных разработок в области психологических особенностей религиозных людей.
Практическая значимость: рассмотренные методы диагностики могут быть использованы в психодиагностической и психотерапевтической практике.
Глава I
Влияние религиозного опыта на психологию личности и ее особенности.
1.1 Влияние религии на психическое здоровье и на психологию личности.
В научной литературе, посвященной этой теме, сообщается как о положительном, так и отрицательном воздействии религии на психологию человека. Различные исследования показывают, что большое влияние на личность имеет богослужение. Существует даже целая система средств воздействия на человека. К их числу относятся как физические факторы, непосредственно воздействующие на психику личности, так и многие искусственные “психотехнические” приемы, способствующие повышению внушаемости личности, ее эмоциональному заражению. [2] Очень часто можно увидеть на религиозных службах людей, которые рыдают, произнося молитву или же слушая проповедь священнослужителя или муллы. Происходит эффект социального заражения. Другие, глядя на этих людей, уподобляются им, иные же едва сдерживают слезы… Например, американский психолог А. Олланд [3] считает, что теснота в помещении, где проводится богослужение, высокая концентрация в нем углекислого газа, который, проникая в легкие и кровь, снижает возможность коры больших полушарий контролировать физиологические и психические процессы, что способствует наибольшему воздействию на человека.
Не менее важное значение на психологию личности оказывает такой фактор непосредственного воздействия, как пост. Пост не случайно предписывается многими религиями как обязательная норма поведения. Например, у мусульман целый день нельзя ни есть, ни пить. Запрещается также курить, нюхать что-либо съестное или приятное на запах. Требуется воздерживаться от всего, что может доставить удовольствие. Запрещается сквернословить, лгать, грубить, пререкаться с духовным лицом. Правдо все эти требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается. У христиан же можно кушать все в течение дня, кроме продуктов животного производства. Ослабляя человеческий организм, пост создает благоприятные условия для усвоения верующим религиозных идей, образов и представлений, для воздействия на него проповедника. [3]
Рассмотрим еще один вид непосредственного психического воздействия на личность - внушение. И здесь очень важную роль играет авторитет, проповедник, кто-то, кто вызывает доверие. Внушение апеллирует прежде всего к эмоциональной стороне человеческой психики. Бывший богослов А.А.Осипов в одной из своих публикаций рассказал о проповеди, произнесенной неким священником перед плащаницей: ”Гроб перед нами! До слов ли? Покойник умер за нас! Время ли разглагольствовать…Из-за нас! Он мертв! А мы живы! Плачьте!” [4] В данном случае лаконизм проповеди не только не помешал ее психологическому воздействию, но, напротив, усилил его, чему способствовало умелое построение речи проповедника, ее интонационное разнообразие, сочетание вопросов и ответов, приказаний и т.п.
Уровень тревожности. Бетсон и соавторы [2] проанализировали 115 американских работ, в которых использовались результаты исследований, касающейся уровня тревожности христиан и психического здоровья. Использовалось и несколько критериев религиозности. В большинстве проведенных исследований выявлена положительная корреляция между внутренней верой и психическим здоровьем, а вот внешняя религиозность коррелировала с психическим здоровьем отрицательным образом (в данном случае имеется в виду посещение церкви ради достижения некоторой цели: обрести друзей, получить какую-либо иную пользу). Осуществив более масштабные изыскания, когда выборка респондентов оказывалась достаточно емкой, и, применив усовершенствованные методики, ученые, пришли к аналогичным выводам. Было опрошено 2811 пожилых людей в городе Нью-Хейвен, и обнаружился более низкий уровень тревожности у тех, кто посещал церковь или же соблюдал как-то иначе обряды и таинства.
Религиозные переживания способны смягчить воздействие стресса. Парк и соавторы [2] проводили исследования уровня тревожности у студентов - христиан и студентов - мусульман. Они установили: студенты - христиане (протистанты), внутренняя вера которых была сильной, не ощущали депрессии, тревоги, у них не снижалась самооценка, если вдруг возникли негативные события. Среди православных христиан аналогичное наблюдалось даже в том случае, когда жизнь принимала неожиданный поворот, становилась неконтролируемой. Вероятно, одной из причин того, почему религиозные переживания оказываются столь благотворными, служит социальная поддержка со стороны религиозного братства.
Что касается студентов – мусульман, то они очень тревожно переносили все негативные события. Но, когда жизнь принимала неожиданный поворот, при этом все же поддавалась контролю, тревожность немного снижалась.
Уровень импульсивности. Любая религиозная доктрина, будь то христианство или мусульманство, имеют не только общие черты, но и частные ветви внутри общего течения. Для того, чтобы какая-то религиозная доктрина была воспринимаема как можно большим колличеством людей, существует система адаптации ее к разным людям. Например, в христианстве есть традиция Бога очень строгого и карающего за ошибки и прегрешения, есть концепция Бога всепрощающего и принимающего человека таким, какой он есть, и есть концепция Бога любящего, способствующего эволюции человека, способствующего его одухотворению. Тех людей, которые ждут ударов от внешнего мира, привлекает первая традиция. Тем, кто богат эмоционально и любит окружающий мир, ближе последняя традиция. Ветви толкования основных принципов дают начало целым разновидностям религиозных систем и верованиям в рамках одной и той же религии. Часто люди не могут найти взаимопонимания, потому что не обладают гибкостью мышления и не понимают, что они говорят, по сути, об одном и том же, но только разными словами. У представителей разных религиозных конфессий наблюдается даже стойкое изменение в состоянии здоровья при присутствии представителя другой конфессии: начинается дрожь, охватывающая тело, головные боли, расстройство зрения, пропадает аппетит, они становятся чрезмерно импульсивными, появляется агрессия и абсолютно пропадает религиозная терпимость, о которой говориться во всех религиозных догматах. Откуда агрессия у верующего человека? Из-за низкочастотных колебаний, которые возникают при соударении вот этих ротационных плоскостей активности мозга - все естество человека получает низкочастотное воздействие, которое распознается разумом как чужеродное, вредное, враждебное воздействие. И уже человек может начать убивать иноверцев. [6] Вот механизм религиозных войн.
Уильям Мюррей в своей работе «Миф об исламской сдержанности» пишет, что шестьдесят тысяч мусульман, проживающих в Соединенных Штатах, заявляют о своей сдержанности и терпимости. «Это возможно и правда, но лишь до тех пор, пока они составляют малый процент населения. Однако многочисленные примеры других стран во всем мире учат нас: как только мусульманское население в Соединенных Штатах достигнет 25%,- тут же начнутся угрозы и насилия по отношению к христианам и евреям… Как только мусульманское население в некоторых районах США достигнет 30%,- начнутся убийства христиан с целью вынудить их покинуть свои дома и районы проживания... Как только в некоторых районах США мусульманское население достигнет 50%,- начнутся массовые убийства и геноцид…Модель мусульманской «конверсии» можно увидеть на примере Индонезии. Исламские клерикалы поставили христианам Индонезии условие: «исламизация или смерть». [7] Сегодня Косово в основном мусульманское. Христиане, чьи семьи жили там на протяжении последних 10 веков, были изгнаны со своих земель. «В какой Исламской стране практикуется сдержанность и терпимость? В Иране, Ираке, Судане, Саудовской Аравии, Пакистане, Алжире? Где? Даже в светской Турции, Христианская и Еврейская общины практически исчезли, а все главные церкви, даже церковь Святого Павла, превращены в мечети». [7]
И это же можно наблюдать среди религиозных сект. Деятельность многочисленных сект способствует повышению уровня тревожности, внушаемости и снижению критических способностей людей. Деструктивные религиозные секты, такие, как Белое братство, Аум Синрике, Богородичный центр, Свидетели Иеговы, Виссарион, Церковь объединения Муна и ряд других, оказывают особенно негативное влияние на психическое и интеллектуальное здоровье молодежи. Изнурительные занятия религиозной практикой сопровождаются в них развитием состояния измененного сознания (гипноз, медитация, экстаз), что способствует развитию психических расстройств в виде голлюцинаций, бреда, депрессий у людей с определенным предрасположением к таким нарушениям. Эти люди становятся очень тревожными, постоянно бояться наказания, порой этот страх доходит до абсурда. Это люди, которые постоянно оглядываются по сторонам, опасаясь “демонов”. Эти люди могут казаться безумцами. Принадлежность к секте влечет ряд издержек: разлучение с семьей и друзьями, прекращение карьеры (по крайней мере, на некоторое время), иногда-отказ от сексуальной жизни или заключение брака по чужому указанию, подчинение жесткой, порой драконовской дисциплине и необходимость выполнять лакейскую работу. Проблемы возникают и для семьи сектантов: иногда они даже не знают, где находятся их близкие, что с ними произошло, да и визиты в семью часто запрещаются.
Были проведены так же исследования по показателю колличества самоубийств среди верующих христиан и мусульман, и выяснилось, что религиозная вера христиан (православных) связана с низким показателям самоубийств. Комсток и Партридж [8] установили: среди посещающих церковь один раз в неделю и чаще, коэффициент самоубийства составил 0,45 на 1000 человек, а среди мусульман - 2,1.
Таким образом, мы выяснили, что высокий уровень тревожности проявляется у членов различных религиозных сект и у мусульман, если они составляют более 25% населения. Честно говоря, мы были искренне удивлены результатам исследования У. Мюррея. Нам всегда казалось, что любой верующий мусульманин – это эталон толерантности и сдержанности. Стоит лишь вспомнить о покорных женах – мусульманках, которые очень, казалось бы, сдержанны в своих эмоциях и покорно принимают все, что диктует им религиозная традиция…Или, глядя, на мусульман, читающих намаз, ни за что не подумаешь, что именно они могли бы совершать убийства или проявлять импульсивность поведения.
Эмоциональное состояние. Богослужение и другие обряды вызывают достаточно сильные позитивные эмоции, которые могут, как отражаться, так и не отражаться на общих показателях состояния радости или счастья человека. Хей [8] опросил взрослых жителей города Нотингем и установил: 61% верующих описывают свое состояние как “умиротворение или возрождение, счастье, ликование, духовный подъем, благовение.” Ученый попытался вызвать у испытуемых религиозные переживания с помощью наркотиков. Выяснилось следущее: наркотики порождают позитивный взгляд на жизнь, этот эффект наблюдается и шесть месяцев спустя; состояние участников эксперимента характеризовалось как “радость, блаженство и покой.”
Аргайл и Хиллс [8] в 2000 году протестировали 300 взрослых жителей графства Оксфордшир и вычленили 3 фактора (табл.1). Они представляют собой классические свойства религиозных переживаний представителей мусульманской и христианской конфессии. Это - трансцендентальный опыт (фактор 1), мистические или имманентные переживания (фактор 3). Веделен также и мощный .....
Введение.
Глава I. Влияние религиозного опыта на психологию личности и ее особенности.
§1.1. Влияние религи на психическое здоровье и на психологию личности.
1.1.1. Уровень тревожности.
1.1.2. Уровень импульсивности
1.1.3. Эмоциональное состояние.
1.1.4. Самооценка.
§1.2. Психологические типы религиозных людей.
1.2.1. Типология религиозных людей Г. Олпорта.
1.2.2. Классификация типов религиозных людей М.Г.Писманика.
1.2.3. Уровневые модели религиозной веры представителей мусульманской и христианской конфессии в работах Н.Хон.
Глава II. Экспериментальное исследование личностных особенностей представителей мусульманской и христианской конфессии.
2.1. Формулировка целей, задач, гипотез исследования.
2.2. Методики исследования личностных особенностей.
2.3. Характеристика групп испытуемых и ход эксперимента
2.4. Результаты исследования.
2.5. Выводы.
Заключение
Список литературы
Введение
Тема религии была актуальна во все времена. Но в XX веке она является одной из самых злободневных проблем, стоит лишь вспомнить, например, события террактов в США и в Азии, в Будденовке или Москве («Норд-Ост»). Значительная часть актов террора совершается на религиозной почве. Люди, вступающие в ряды радикальной группировки – это выходцы из разных социальных слоев и жизненых сфер.
Религия- это многомерное явление, изучающееся как на социологическом, так и на психологическом уровнях анализа в условиях многообразия способов концептуализации и эмпирического измерения. Научный подход к изучению религии формируется в ХIХ в.- религия становится предметом исследования, опирающегося на эмпирический материал и использующего объективные методы; он основывается на принцыпе “методологического атеизма”, выводящего за рамки исследования вопрос об истинности или ложности существования предмета веры (Бога, богов, духов) и делающего упор на объективном анализе последствий религиозности человека, ее влияния на личную жизнь и жизнь общества.
Мы проживаем тяжелую ситуацию с состоянием духовно- нравственного, в том числе, религиозного сознания в нашей стране. С одной стороны, несмотря на видимое возрождение традиционных для Казахстана религиозных конфессий - Ислама и Христианства-в подавляющей массе население страны продолжает оставаться “религиозно безграмотным”. С другой - мы являемся свидетелями духовной экспансии невиданной силы и масштаба со стороны конфессий и религиозных объединений, не традиционных для наших культурно-исторических традиций. Следует серьезно задуматься о восстановлении духовного единства с историей своей страны, равно как и охранение ее населения от разрушительного влияния тоталитарных сект, которым дана полная свобода деятельности. Именно этими системными причинами обусловливается актуальность и необходимость изучения проблем религии в психологии.
Религия как социально-культурный феномен существует в любой известной культуре и играет огромную роль в жизни ее представителей. Анализ личностных особенностей религиозных людей помогает глубже понять действия многих современных социально-политических движений, культовых объединений и сект. Бесчисленны примеры обращения людей к религии в периоды жизненных кризисов.
Cуществует Сопределенный набор личностных черт, которыми должны обладать члены террористических групп. Борьба с террором - это задача не только политиков, но и психологов. Почему люди из типичных религиозных верующих становятся фанатиками этой веры, идут на преступление? А террористы-смертники? Сама мысль о том, что люди сознательно идут на смерть, просто бросает в ужас. Какие личностные особенности способствуют этому феномену? Зная все предрасположенности этих психологических типов, можно выявить какие факторы личности способствуют наиболее быстрому и продуктивному “погружению” в секты.
В данной работе мы хотели бы рассмотреть личностные особенности представителей христианства (православие) и ислама (суннизм). Почему именно эти направления веры, православие и суннизм? В настоящее время существует большое колличество различных течений, как в христианстве, так и в исламе, но мы решили ограничиться традиционными для Казахстана направлениями. Для читателя, который далек от религиозной веры хотелось бы немного остановиться на описании этих двух религий.
Православие - одно из трех основных направлений христианства. Источниками православного вероучения являются “свещенное писание” (Библия) и “священное предание” (постановления вселенских и поместных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужебная практика). Бог в православии выступает в трех лицах: бог-отец (творец видимого и невидимого мира), бог-сын (Иисус Христос) и бог-дух святой, исходящий только от бога-отца. Основным назначением православного культа является распространение и поддержание религиозности, воздействие на чувства и эмоции людей. Православные священнослужители требуют от верующих обязательного посещения храма, ношение нательных крестиков, исполнение семи таинств (крещение, причащение, миропомазание, покаяние, брак, священство, елеосвящение). [1] Нравственные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека. Из множества нравственных ценностей христианства главной считается любовь к Богу и любовь к ближнему.
Cуннизм – одно из двух основных направлений ислама. Его последователи признают не только Коран, но и «священное придание», состоящее из рассказов (хадисов) о деяниях Мухаммеда и его изречений. Суннизм был официальной религией арабского халифата. Основной догмат суннизма – единобожие. Вера во всемогущего, строгого, но справедливого Аллаха связана с представлениями о конце света, страшном суде и посмертном воздаянии – загробной жизни в раю или аду. [1]
В данной работе мы собираемся исследовать только истинно верующих христиан и мусульман. Как определить критерий “истинно верующих” людей? Конечно, это будет очень сложно, потому что не каждый религиозный человек способен различить истинно ли он верует или эта вера лишь прикрытие социальными мотивами. Сложно это определить и эмпирическим методом. Но мы решили, что истинность верующих будем определять по выполнению всех религиозных догматов. Например, верующий христианин должен непременно держать пост, регулярно посещать церковь, церковные службы, подавать милостынют и т.д. Верующему мусульманину необходимо соблюдать все “пять столпов веры”: вера в единого Аллаха и посланника его Мухаммеда, соблюдение поста (ораза), совершение молитвы пять раз в сутки (намаз), плата налога (закят), совершение паломничества в Мекку (хадж). Вот по таким критериям мы и собираемся определять религиозных людей.
Общая гипотеза данной работы заключается в следующем: представителям христианской и мусульманской конфессии свойственны разные личностные особенности.
Частные гипотезы:
1. Уровень тревожности у христиан ниже уровня тревожности мусульман.
2. Уровень импульсивности у мусульман выше уровня импульсивности христиан.
3. Эмоциональная лабильность имеет одинаковые показатели у представителей обеих конфессий.
4. Уровень самооценки у мусульман выше уровня самооценки у христиан.
Объектом исследования являются личностные особенности христиан и мусульман.
Предметом исследования является определение у представителей двух конфессий следующих особенностей:
1. Эмоциональная лабильность
2. Уровень импульсивности
3. Уровень тревожности
4. Самооценка и т.д.
Цель работы:теоретический анализ на основе эмпирическиз данных личностных особенностей христиан и мусульман.
В соответствии с целью работы нами были выделены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы влияния религии на психическое здоровье и на психологию личности христиан и мусульман;
2. Рассмотреть уровень тревожности, эмоциональное состояние, уровень самооценки и т.д. у представителей мусульманской и христианской конфессии;
3.Провести эмпирическое исследование по выявлению личностных особенностей христиан и мусульман.
4.Определить личностный профиль у верующего мусульманина и верующего христианина.
5. На основе проведенного исследования сформулировать теоретические и практические выводы.
Теоретическая значимость работы: составляет изучение теоретического материала по данной теме исследования, может быть использованиа как дополнение для дальнейших научных разработок в области психологических особенностей религиозных людей.
Практическая значимость: рассмотренные методы диагностики могут быть использованы в психодиагностической и психотерапевтической практике.
Глава I
Влияние религиозного опыта на психологию личности и ее особенности.
1.1 Влияние религии на психическое здоровье и на психологию личности.
В научной литературе, посвященной этой теме, сообщается как о положительном, так и отрицательном воздействии религии на психологию человека. Различные исследования показывают, что большое влияние на личность имеет богослужение. Существует даже целая система средств воздействия на человека. К их числу относятся как физические факторы, непосредственно воздействующие на психику личности, так и многие искусственные “психотехнические” приемы, способствующие повышению внушаемости личности, ее эмоциональному заражению. [2] Очень часто можно увидеть на религиозных службах людей, которые рыдают, произнося молитву или же слушая проповедь священнослужителя или муллы. Происходит эффект социального заражения. Другие, глядя на этих людей, уподобляются им, иные же едва сдерживают слезы… Например, американский психолог А. Олланд [3] считает, что теснота в помещении, где проводится богослужение, высокая концентрация в нем углекислого газа, который, проникая в легкие и кровь, снижает возможность коры больших полушарий контролировать физиологические и психические процессы, что способствует наибольшему воздействию на человека.
Не менее важное значение на психологию личности оказывает такой фактор непосредственного воздействия, как пост. Пост не случайно предписывается многими религиями как обязательная норма поведения. Например, у мусульман целый день нельзя ни есть, ни пить. Запрещается также курить, нюхать что-либо съестное или приятное на запах. Требуется воздерживаться от всего, что может доставить удовольствие. Запрещается сквернословить, лгать, грубить, пререкаться с духовным лицом. Правдо все эти требования должны выполняться лишь днем. В темное время суток, с вечера до утра, пост прерывается. У христиан же можно кушать все в течение дня, кроме продуктов животного производства. Ослабляя человеческий организм, пост создает благоприятные условия для усвоения верующим религиозных идей, образов и представлений, для воздействия на него проповедника. [3]
Рассмотрим еще один вид непосредственного психического воздействия на личность - внушение. И здесь очень важную роль играет авторитет, проповедник, кто-то, кто вызывает доверие. Внушение апеллирует прежде всего к эмоциональной стороне человеческой психики. Бывший богослов А.А.Осипов в одной из своих публикаций рассказал о проповеди, произнесенной неким священником перед плащаницей: ”Гроб перед нами! До слов ли? Покойник умер за нас! Время ли разглагольствовать…Из-за нас! Он мертв! А мы живы! Плачьте!” [4] В данном случае лаконизм проповеди не только не помешал ее психологическому воздействию, но, напротив, усилил его, чему способствовало умелое построение речи проповедника, ее интонационное разнообразие, сочетание вопросов и ответов, приказаний и т.п.
Уровень тревожности. Бетсон и соавторы [2] проанализировали 115 американских работ, в которых использовались результаты исследований, касающейся уровня тревожности христиан и психического здоровья. Использовалось и несколько критериев религиозности. В большинстве проведенных исследований выявлена положительная корреляция между внутренней верой и психическим здоровьем, а вот внешняя религиозность коррелировала с психическим здоровьем отрицательным образом (в данном случае имеется в виду посещение церкви ради достижения некоторой цели: обрести друзей, получить какую-либо иную пользу). Осуществив более масштабные изыскания, когда выборка респондентов оказывалась достаточно емкой, и, применив усовершенствованные методики, ученые, пришли к аналогичным выводам. Было опрошено 2811 пожилых людей в городе Нью-Хейвен, и обнаружился более низкий уровень тревожности у тех, кто посещал церковь или же соблюдал как-то иначе обряды и таинства.
Религиозные переживания способны смягчить воздействие стресса. Парк и соавторы [2] проводили исследования уровня тревожности у студентов - христиан и студентов - мусульман. Они установили: студенты - христиане (протистанты), внутренняя вера которых была сильной, не ощущали депрессии, тревоги, у них не снижалась самооценка, если вдруг возникли негативные события. Среди православных христиан аналогичное наблюдалось даже в том случае, когда жизнь принимала неожиданный поворот, становилась неконтролируемой. Вероятно, одной из причин того, почему религиозные переживания оказываются столь благотворными, служит социальная поддержка со стороны религиозного братства.
Что касается студентов – мусульман, то они очень тревожно переносили все негативные события. Но, когда жизнь принимала неожиданный поворот, при этом все же поддавалась контролю, тревожность немного снижалась.
Уровень импульсивности. Любая религиозная доктрина, будь то христианство или мусульманство, имеют не только общие черты, но и частные ветви внутри общего течения. Для того, чтобы какая-то религиозная доктрина была воспринимаема как можно большим колличеством людей, существует система адаптации ее к разным людям. Например, в христианстве есть традиция Бога очень строгого и карающего за ошибки и прегрешения, есть концепция Бога всепрощающего и принимающего человека таким, какой он есть, и есть концепция Бога любящего, способствующего эволюции человека, способствующего его одухотворению. Тех людей, которые ждут ударов от внешнего мира, привлекает первая традиция. Тем, кто богат эмоционально и любит окружающий мир, ближе последняя традиция. Ветви толкования основных принципов дают начало целым разновидностям религиозных систем и верованиям в рамках одной и той же религии. Часто люди не могут найти взаимопонимания, потому что не обладают гибкостью мышления и не понимают, что они говорят, по сути, об одном и том же, но только разными словами. У представителей разных религиозных конфессий наблюдается даже стойкое изменение в состоянии здоровья при присутствии представителя другой конфессии: начинается дрожь, охватывающая тело, головные боли, расстройство зрения, пропадает аппетит, они становятся чрезмерно импульсивными, появляется агрессия и абсолютно пропадает религиозная терпимость, о которой говориться во всех религиозных догматах. Откуда агрессия у верующего человека? Из-за низкочастотных колебаний, которые возникают при соударении вот этих ротационных плоскостей активности мозга - все естество человека получает низкочастотное воздействие, которое распознается разумом как чужеродное, вредное, враждебное воздействие. И уже человек может начать убивать иноверцев. [6] Вот механизм религиозных войн.
Уильям Мюррей в своей работе «Миф об исламской сдержанности» пишет, что шестьдесят тысяч мусульман, проживающих в Соединенных Штатах, заявляют о своей сдержанности и терпимости. «Это возможно и правда, но лишь до тех пор, пока они составляют малый процент населения. Однако многочисленные примеры других стран во всем мире учат нас: как только мусульманское население в Соединенных Штатах достигнет 25%,- тут же начнутся угрозы и насилия по отношению к христианам и евреям… Как только мусульманское население в некоторых районах США достигнет 30%,- начнутся убийства христиан с целью вынудить их покинуть свои дома и районы проживания... Как только в некоторых районах США мусульманское население достигнет 50%,- начнутся массовые убийства и геноцид…Модель мусульманской «конверсии» можно увидеть на примере Индонезии. Исламские клерикалы поставили христианам Индонезии условие: «исламизация или смерть». [7] Сегодня Косово в основном мусульманское. Христиане, чьи семьи жили там на протяжении последних 10 веков, были изгнаны со своих земель. «В какой Исламской стране практикуется сдержанность и терпимость? В Иране, Ираке, Судане, Саудовской Аравии, Пакистане, Алжире? Где? Даже в светской Турции, Христианская и Еврейская общины практически исчезли, а все главные церкви, даже церковь Святого Павла, превращены в мечети». [7]
И это же можно наблюдать среди религиозных сект. Деятельность многочисленных сект способствует повышению уровня тревожности, внушаемости и снижению критических способностей людей. Деструктивные религиозные секты, такие, как Белое братство, Аум Синрике, Богородичный центр, Свидетели Иеговы, Виссарион, Церковь объединения Муна и ряд других, оказывают особенно негативное влияние на психическое и интеллектуальное здоровье молодежи. Изнурительные занятия религиозной практикой сопровождаются в них развитием состояния измененного сознания (гипноз, медитация, экстаз), что способствует развитию психических расстройств в виде голлюцинаций, бреда, депрессий у людей с определенным предрасположением к таким нарушениям. Эти люди становятся очень тревожными, постоянно бояться наказания, порой этот страх доходит до абсурда. Это люди, которые постоянно оглядываются по сторонам, опасаясь “демонов”. Эти люди могут казаться безумцами. Принадлежность к секте влечет ряд издержек: разлучение с семьей и друзьями, прекращение карьеры (по крайней мере, на некоторое время), иногда-отказ от сексуальной жизни или заключение брака по чужому указанию, подчинение жесткой, порой драконовской дисциплине и необходимость выполнять лакейскую работу. Проблемы возникают и для семьи сектантов: иногда они даже не знают, где находятся их близкие, что с ними произошло, да и визиты в семью часто запрещаются.
Были проведены так же исследования по показателю колличества самоубийств среди верующих христиан и мусульман, и выяснилось, что религиозная вера христиан (православных) связана с низким показателям самоубийств. Комсток и Партридж [8] установили: среди посещающих церковь один раз в неделю и чаще, коэффициент самоубийства составил 0,45 на 1000 человек, а среди мусульман - 2,1.
Таким образом, мы выяснили, что высокий уровень тревожности проявляется у членов различных религиозных сект и у мусульман, если они составляют более 25% населения. Честно говоря, мы были искренне удивлены результатам исследования У. Мюррея. Нам всегда казалось, что любой верующий мусульманин – это эталон толерантности и сдержанности. Стоит лишь вспомнить о покорных женах – мусульманках, которые очень, казалось бы, сдержанны в своих эмоциях и покорно принимают все, что диктует им религиозная традиция…Или, глядя, на мусульман, читающих намаз, ни за что не подумаешь, что именно они могли бы совершать убийства или проявлять импульсивность поведения.
Эмоциональное состояние. Богослужение и другие обряды вызывают достаточно сильные позитивные эмоции, которые могут, как отражаться, так и не отражаться на общих показателях состояния радости или счастья человека. Хей [8] опросил взрослых жителей города Нотингем и установил: 61% верующих описывают свое состояние как “умиротворение или возрождение, счастье, ликование, духовный подъем, благовение.” Ученый попытался вызвать у испытуемых религиозные переживания с помощью наркотиков. Выяснилось следущее: наркотики порождают позитивный взгляд на жизнь, этот эффект наблюдается и шесть месяцев спустя; состояние участников эксперимента характеризовалось как “радость, блаженство и покой.”
Аргайл и Хиллс [8] в 2000 году протестировали 300 взрослых жителей графства Оксфордшир и вычленили 3 фактора (табл.1). Они представляют собой классические свойства религиозных переживаний представителей мусульманской и христианской конфессии. Это - трансцендентальный опыт (фактор 1), мистические или имманентные переживания (фактор 3). Веделен также и мощный .....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?