Экономическое сознание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ…СОЦИОЛОГИЯ……………………………..…3
1.1.Экономическаясоциология……..…………………………………….
1.2. Экономическое мышление…………………………………..……..6
ГЛАВА 2. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.1. Основные экономические законы рынка……………...…………..9
2.2. Характерные черты рыночных отношений на основе законов рынка……………………………………………………….….11
2.3. Анализ и основные направления развития экономического сознания……………………..………………………………………….12
2.4. Взаимосвязь экономического сознания и рыночных отношений…………………...………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая тема: «Экономическая сознание и рыночные отношения» являются в настоящее время одними из актуальных вопросов развития страны в рыночных отношениях.
Вступая в рыночную экономику, наше общество встретилось с новыми, доселе неведомыми проблемами, а наш экономический менталитет столкнулся с процессами и явлениями, которые до недавнего времени отечественная социология не изучала.
Главная задача рассмотрения данной темы было изложить экономические категории как категории, работающие в рамках основных экономических законов.
Без экономического сознания и экономического мышления приходится блуждать вслепую в новых рыночных отношениях, социально – экономических проблемах.
Изучив данный вопрос, овладев совокупностью научных концепций возможно уловить смысл в окружающем нас разноголосье, прояснить и систематизировать наш повседневный опыт, мыслить более ясно и последовательно.
Для осуществления своей задачи человеку в рыночных отношениях необходимо исследовать и знать действия таких законов рынка, как закон конкуренции. Ареной закона конкуренции становиться общественное производство, источником саморазвития – постоянное возникновение и разрешение противоречий между необходимостью самореализацией человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды.
Поэтому для изучения и осуществления основной цели работы были использованы основные труды выдающихся ученых, таких как Абалкин, В. Ленина, К. Маркса и ряда других социологов.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1.1. Экономическая социология
Вопрос о правомерности выделения экономического социология в относительно самостоятельный вид общественного сознания являлся до недавнего времени дискуссионным. Ча¬ще всего отрицание его носило не более как умозрительно-декларативный характер по принципу: такого сознания нет, потому что его вообще быть не может. Если и приводились доводы, то они, как правило, не включали в себя сколько - нибудь развернутого методологического анализа.
Между тем при обосновании экономическая социология, научном поиске критериев его выделения требуется осущест¬вить несколько методологических подходов, являющихся раз¬личными аспектами диалектическою метода анализа общественных явлений. Прежде всего обратим внимание на онто¬логический, гносеологический и социологический подходы.
Онтологический (греч. ontos — сущее) подход позволяет выявить природу, происхождение экономическое сознание, его субстанцию. Субстанцией экономической социологии, как, впрочем, и всего общественного сознания, является матери¬ально-предметная деятельность человека. Разновидностью материально-предметной деятельности, ее видом выступает производственная, экономическая деятельность. Эта деятель¬ность и есть субстанционный фактор существования и разви¬тия экономического сознания. Следует разли¬чать такие виды экономической деятельности, как мате¬риальная, управленческая, познаватель¬ная.
Гносеологический (греч. gnoseos - познание) подход по¬зволяет рассмотреть экономическое сознание через призму положений: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное соз¬нание.
Процесс отражения развивается как взаимодействие объекта под воздействием общественной потребности. Ф. Энгельса, «экономическая потребность была и с течением времени все более становится пружинной прогресса в познании». Объектом отражения экономического сознания - экономические отношения. Да, экономические отношения складываются, не проходя через сознания людей, но сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно прежде всего экономическим сознанием. Кроме отношении, складывающихся в процессе материальной деятельности, экономическое сознание отражает и отношения управленческие (как форму управленческой экономической деятельности), духовные (как форму познавательной деятельности), но уже вторичные, третичные и вообще производственные отношения.
Социологический подход обязывает основное внимание сосредоточить на социальном субъекте отражения, на носителе сознания, на его роли в процессе функционирования общественного сознания, когда происходит "превращение общест¬венного сознания в общественную силу". Для решения проблемы о правомерности выделения экономического сознания следует ответить на вопрос: есть ли в обществе социальный субъект, обладающий необходимостью в экономических зна¬ниях, идеях, в осмыслении и осознании экономических от¬ношений? Объективные экономические потребности и экономические интересы различных социальных стран и слоев в целом обусловливают такую необходимость. Социальная роль, экономического сознания как структурного компонента общественного сознания характеризуются тем, что "определен¬ному сознанию соответствуют... определенные люди и опре¬деленные обстоятельства".
Экономическое сознание в традиционном толковании вы¬ступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокуп¬ность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различ¬ным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени.
Экономическая практика (как единство экономической деятельности и экономических отношений), ее структура могут рассматриваться в качестве одного из наиболее общих критериев формирования структуры экономического сознания. Основным критерием перехода знания в сознание является, по мнению российского философа В. Д. Попова, общественная потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, выражающих экономические интересы социальных общностей и направленных на регулирование эко¬номических отношений и экономической деятельности. Традиционно сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
Экономическое сознание как вид общественного сознания, подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Оно имеет в науке, идеологии и общественной психологии свои компоненты, которые могут выделяться в относительно самостоятельные духовные образования. Это означает, что правомерен вопрос о выделении сфер экономического созна¬ния: экономической науки, экономической идеологии и эко¬номической психологии.
Будучи неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономиче¬ские отношения, "участвует" в их реализации в качестве атрибута субъективного фактора социально-экономического развития: материализуется в деятельности трудящихся, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления и т. п. Оно непосредст¬венно связано с экономическими интересами, в которых про¬являются производственно - экономические отношения. Эко¬номическое сознание, таким образом, органически вплетено в общественные отношения, в хозяйственный механизм, связа¬но с формами обмена, распределения и потребления, отража¬ет совокупность процессов и явлений экономической дейст¬вительности.
Сказанное имеет важное значение для понима¬ния и качественно-количественного анализа, во-первых, характера обусловленности экономического сознания эконо¬мическими отношениями и формами их практической реализации; во-вторых, его места в экономической практике; в-третьих, его роли в преобразующей деятельности.
Традиционно сущность экономичен его сознания связывает¬ся с систематизированными знаниями, основанными на на¬учном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
Однако же довольно часто экономи¬ческое сознание разделяют, на теоретическое и эмпирическое, которое называют экономическим мышлением.
Теоретиче¬ское сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий, являющейся результатом научного познания производственных отношений. Вместе с тем, по мне¬нию российского экономиста Л. Абалкина, оно включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельно¬сти, теми связями, в которые они вступают в своей повсе¬дневной хозяйственной жизни. Эти взгляды и представления далеко не всегда совпадающие с научными выводами, и образуют эмпирический слой экономического мышления. Оно, как считает Л. И. Абалкин, представлено тем, что принято называть обыденным сознанием. В своей повседневной практике люди и руководствуются, как правило, этим обыденным осознанием, которое непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Таким образом, экономи¬ческое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.
1.2. Экономическое мышление
Анализируя данное явление, В. Д. Попов рассматривает экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умо¬заключений. Последние входят, по его мнению, и в содержа¬ние экономического сознания. В этом смысле сознание — продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществ¬ляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания, В данном аспекте, считает В. Д. Попов, экономиче¬ское сознание играет роль первичного элемента по отноше¬нию к экономическому мышлению. Мышление же как про¬цесс познания есть экономическое сознание в действии, в – движении. Результат этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание экономи¬ческого сознания. Но поскольку данный процесс есть взаимо¬действие объекта и субъекта, то происходит непрерывный пе¬реход объективного в субъективное и наоборот. Результат мышления объективируется. В понятиях, которые при перехо¬де в сознание субъективируются.
С подобным подходом можно было бы согласиться, но здесь не улавливается принципиальная разница между анали¬зируемыми явлениями — экономическим сознанием и экономическим мышлением. Играя разную роль в процессах познания, они наполняются практически одинаковым содержанием, во многом отождествляются, в чем-то накладываются друг на друга, в чем-то повторяют друг друга. Соотнести их сущности и адекватно отразить содержательную сторону каждого из понятий, описывающих анализируемые явления, практически, как показал наш собственный опыт, невозможно. Итак, традиционно экономическое мышление включает взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступаю в повседневной жизни. Определяя экономическое мышление подобным образом, мы тем самым определяем сферу функционирования данного яв¬ления. Экономическое мышление питается уже не познанием действия и использования социально-экономических законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполнено иным социально-экономическим содержанием.
Получается, что связь между понятиями, описывающими данные явления, гораздо более опосредованная и неодно¬значная, чем это представляется традиционно. Опыт десятилетних исследований (1982—1991 гг.) в этой области был направлен стремлением выяснить, в чем же раз¬ница между этими понятиями, как их различать. Являются ли они продолжением друг друга, результатом друг друга или они принципиально различны? Если различны, то в чем? Такая задача связывается с проблемой операционализации этих по-нятий в конкретных социологических исследованиях. До сих пор такая проблема почти не решалась и оба понятия напол¬нялись практически одним и тем же содержанием и выража¬лись практически в одних и тех же показателях.
Между тем уже из определений следует, что изучаемые яв¬ления связаны с принципиально разными уровнями познания:
экономическое сознание — с познанием функционирования и развития, социально-экономических законов, а экономическое мышление — с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление, как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления индивидов и социальных групп. Оно воспринима¬ет изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает сле¬дование политике, экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.
Социологи, экономисты психологи в конце 1980-х годов очень много говорили о перестройке экономического сознания, особенно не задумываясь, в какой мере это возможно и каким образом это можно осуществить. Между.....
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ…СОЦИОЛОГИЯ……………………………..…3
1.1.Экономическаясоциология……..…………………………………….
1.2. Экономическое мышление…………………………………..……..6
ГЛАВА 2. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.1. Основные экономические законы рынка……………...…………..9
2.2. Характерные черты рыночных отношений на основе законов рынка……………………………………………………….….11
2.3. Анализ и основные направления развития экономического сознания……………………..………………………………………….12
2.4. Взаимосвязь экономического сознания и рыночных отношений…………………...………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая тема: «Экономическая сознание и рыночные отношения» являются в настоящее время одними из актуальных вопросов развития страны в рыночных отношениях.
Вступая в рыночную экономику, наше общество встретилось с новыми, доселе неведомыми проблемами, а наш экономический менталитет столкнулся с процессами и явлениями, которые до недавнего времени отечественная социология не изучала.
Главная задача рассмотрения данной темы было изложить экономические категории как категории, работающие в рамках основных экономических законов.
Без экономического сознания и экономического мышления приходится блуждать вслепую в новых рыночных отношениях, социально – экономических проблемах.
Изучив данный вопрос, овладев совокупностью научных концепций возможно уловить смысл в окружающем нас разноголосье, прояснить и систематизировать наш повседневный опыт, мыслить более ясно и последовательно.
Для осуществления своей задачи человеку в рыночных отношениях необходимо исследовать и знать действия таких законов рынка, как закон конкуренции. Ареной закона конкуренции становиться общественное производство, источником саморазвития – постоянное возникновение и разрешение противоречий между необходимостью самореализацией человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды.
Поэтому для изучения и осуществления основной цели работы были использованы основные труды выдающихся ученых, таких как Абалкин, В. Ленина, К. Маркса и ряда других социологов.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1.1. Экономическая социология
Вопрос о правомерности выделения экономического социология в относительно самостоятельный вид общественного сознания являлся до недавнего времени дискуссионным. Ча¬ще всего отрицание его носило не более как умозрительно-декларативный характер по принципу: такого сознания нет, потому что его вообще быть не может. Если и приводились доводы, то они, как правило, не включали в себя сколько - нибудь развернутого методологического анализа.
Между тем при обосновании экономическая социология, научном поиске критериев его выделения требуется осущест¬вить несколько методологических подходов, являющихся раз¬личными аспектами диалектическою метода анализа общественных явлений. Прежде всего обратим внимание на онто¬логический, гносеологический и социологический подходы.
Онтологический (греч. ontos — сущее) подход позволяет выявить природу, происхождение экономическое сознание, его субстанцию. Субстанцией экономической социологии, как, впрочем, и всего общественного сознания, является матери¬ально-предметная деятельность человека. Разновидностью материально-предметной деятельности, ее видом выступает производственная, экономическая деятельность. Эта деятель¬ность и есть субстанционный фактор существования и разви¬тия экономического сознания. Следует разли¬чать такие виды экономической деятельности, как мате¬риальная, управленческая, познаватель¬ная.
Гносеологический (греч. gnoseos - познание) подход по¬зволяет рассмотреть экономическое сознание через призму положений: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное соз¬нание.
Процесс отражения развивается как взаимодействие объекта под воздействием общественной потребности. Ф. Энгельса, «экономическая потребность была и с течением времени все более становится пружинной прогресса в познании». Объектом отражения экономического сознания - экономические отношения. Да, экономические отношения складываются, не проходя через сознания людей, но сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно прежде всего экономическим сознанием. Кроме отношении, складывающихся в процессе материальной деятельности, экономическое сознание отражает и отношения управленческие (как форму управленческой экономической деятельности), духовные (как форму познавательной деятельности), но уже вторичные, третичные и вообще производственные отношения.
Социологический подход обязывает основное внимание сосредоточить на социальном субъекте отражения, на носителе сознания, на его роли в процессе функционирования общественного сознания, когда происходит "превращение общест¬венного сознания в общественную силу". Для решения проблемы о правомерности выделения экономического сознания следует ответить на вопрос: есть ли в обществе социальный субъект, обладающий необходимостью в экономических зна¬ниях, идеях, в осмыслении и осознании экономических от¬ношений? Объективные экономические потребности и экономические интересы различных социальных стран и слоев в целом обусловливают такую необходимость. Социальная роль, экономического сознания как структурного компонента общественного сознания характеризуются тем, что "определен¬ному сознанию соответствуют... определенные люди и опре¬деленные обстоятельства".
Экономическое сознание в традиционном толковании вы¬ступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокуп¬ность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различ¬ным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени.
Экономическая практика (как единство экономической деятельности и экономических отношений), ее структура могут рассматриваться в качестве одного из наиболее общих критериев формирования структуры экономического сознания. Основным критерием перехода знания в сознание является, по мнению российского философа В. Д. Попова, общественная потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, выражающих экономические интересы социальных общностей и направленных на регулирование эко¬номических отношений и экономической деятельности. Традиционно сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
Экономическое сознание как вид общественного сознания, подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Оно имеет в науке, идеологии и общественной психологии свои компоненты, которые могут выделяться в относительно самостоятельные духовные образования. Это означает, что правомерен вопрос о выделении сфер экономического созна¬ния: экономической науки, экономической идеологии и эко¬номической психологии.
Будучи неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономиче¬ские отношения, "участвует" в их реализации в качестве атрибута субъективного фактора социально-экономического развития: материализуется в деятельности трудящихся, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления и т. п. Оно непосредст¬венно связано с экономическими интересами, в которых про¬являются производственно - экономические отношения. Эко¬номическое сознание, таким образом, органически вплетено в общественные отношения, в хозяйственный механизм, связа¬но с формами обмена, распределения и потребления, отража¬ет совокупность процессов и явлений экономической дейст¬вительности.
Сказанное имеет важное значение для понима¬ния и качественно-количественного анализа, во-первых, характера обусловленности экономического сознания эконо¬мическими отношениями и формами их практической реализации; во-вторых, его места в экономической практике; в-третьих, его роли в преобразующей деятельности.
Традиционно сущность экономичен его сознания связывает¬ся с систематизированными знаниями, основанными на на¬учном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
Однако же довольно часто экономи¬ческое сознание разделяют, на теоретическое и эмпирическое, которое называют экономическим мышлением.
Теоретиче¬ское сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий, являющейся результатом научного познания производственных отношений. Вместе с тем, по мне¬нию российского экономиста Л. Абалкина, оно включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельно¬сти, теми связями, в которые они вступают в своей повсе¬дневной хозяйственной жизни. Эти взгляды и представления далеко не всегда совпадающие с научными выводами, и образуют эмпирический слой экономического мышления. Оно, как считает Л. И. Абалкин, представлено тем, что принято называть обыденным сознанием. В своей повседневной практике люди и руководствуются, как правило, этим обыденным осознанием, которое непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Таким образом, экономи¬ческое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.
1.2. Экономическое мышление
Анализируя данное явление, В. Д. Попов рассматривает экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умо¬заключений. Последние входят, по его мнению, и в содержа¬ние экономического сознания. В этом смысле сознание — продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществ¬ляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания, В данном аспекте, считает В. Д. Попов, экономиче¬ское сознание играет роль первичного элемента по отноше¬нию к экономическому мышлению. Мышление же как про¬цесс познания есть экономическое сознание в действии, в – движении. Результат этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание экономи¬ческого сознания. Но поскольку данный процесс есть взаимо¬действие объекта и субъекта, то происходит непрерывный пе¬реход объективного в субъективное и наоборот. Результат мышления объективируется. В понятиях, которые при перехо¬де в сознание субъективируются.
С подобным подходом можно было бы согласиться, но здесь не улавливается принципиальная разница между анали¬зируемыми явлениями — экономическим сознанием и экономическим мышлением. Играя разную роль в процессах познания, они наполняются практически одинаковым содержанием, во многом отождествляются, в чем-то накладываются друг на друга, в чем-то повторяют друг друга. Соотнести их сущности и адекватно отразить содержательную сторону каждого из понятий, описывающих анализируемые явления, практически, как показал наш собственный опыт, невозможно. Итак, традиционно экономическое мышление включает взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступаю в повседневной жизни. Определяя экономическое мышление подобным образом, мы тем самым определяем сферу функционирования данного яв¬ления. Экономическое мышление питается уже не познанием действия и использования социально-экономических законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполнено иным социально-экономическим содержанием.
Получается, что связь между понятиями, описывающими данные явления, гораздо более опосредованная и неодно¬значная, чем это представляется традиционно. Опыт десятилетних исследований (1982—1991 гг.) в этой области был направлен стремлением выяснить, в чем же раз¬ница между этими понятиями, как их различать. Являются ли они продолжением друг друга, результатом друг друга или они принципиально различны? Если различны, то в чем? Такая задача связывается с проблемой операционализации этих по-нятий в конкретных социологических исследованиях. До сих пор такая проблема почти не решалась и оба понятия напол¬нялись практически одним и тем же содержанием и выража¬лись практически в одних и тех же показателях.
Между тем уже из определений следует, что изучаемые яв¬ления связаны с принципиально разными уровнями познания:
экономическое сознание — с познанием функционирования и развития, социально-экономических законов, а экономическое мышление — с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление, как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления индивидов и социальных групп. Оно воспринима¬ет изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает сле¬дование политике, экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.
Социологи, экономисты психологи в конце 1980-х годов очень много говорили о перестройке экономического сознания, особенно не задумываясь, в какой мере это возможно и каким образом это можно осуществить. Между.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?