Внутренняя и внешняя политика Ирана
Содержание
Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1
Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе
1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране…………………………………………………..……6
1.2 Некоторые аспекты политики Ирана в регионе Каспийского моря………..15
Глава 2 Иранский фактор во внешней политике США, России и Евросоюза
2.1. Внешнеполитические подходы США, ЕС, России к иранской проблеме …………………………………………………………………….…………………21
2.2. Иран и российско-американские отношения………..…………………………..31
Заключение………………………………..………………………….....................43
Список использованной литературы…………………………………………..48
ГЛАВА I. Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе.
1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране
В наши дни уже мало кто сомневается, что исламский ренес¬санс - это состоявшееся явление, которое будет во многом опреде¬лять судьбы мировой политики в наступающем столетии. Однако всего каких-нибудь 20 лет назад никто не осмелился бы прогнозиро¬вать приход к власти в таких странах, как Иран или Турция, происламских правительств и, тем более что ислам заменит собой комму¬низм в противостоянии с Западом. Сегодня - это свершившиеся фак¬ты, и ничто не говорит о том, что сложившаяся ситуация будет быст¬ро меняться. Время от времени на Западе появляются отдельные благосклонные публикации, позитивно оценивающие некоторые стороны социально-политической деятельности ряда исламских го¬сударств. Прежде всего, это касается ближневосточных монархий, что можно рассматривать как поиск альтернативы иракскому, ливийско¬му или суданскому вариантам развития, Однако по-прежнему резко негативное отношение проявляется к политическому исламу в таких странах, как Иран и Турция. А между тем, исламский режим в Иране отпраздновал свое 25-летие, турецкие исламисты превратились во влиятельную политическую силу, которая ведет успешную парла¬ментскую борьбу за власть. Поэтому, несмотря на устойчивые запад-ные "клише", обвиняющие исламистов этих стран в экстремизме, терроризме и фундаментализме, а также во многих других грехах, необходимо сегодня разобраться, в чем сила исламистов и привлека¬тельность их идей для многомиллионных масс в этих странах. Откуда у Запада стойкое неприятие к исламскому феномену, действительно ли политический ислам угрожает устоям западной цивилизации?
Для ответа на эти и некоторые другие вопросы необходимо об¬ратиться к теории и практике политического ислама в этих странах. Наибольший интерес, естественно, представляет Исламская Респуб¬лика Иран (ИРИ), где уже в течение более 25 лет достаточно успешно осуществляется исламское правление. Шиитское видение экономи¬ческого и общественного развития этой страны можно проследить по официальным документам ИРИ, а также исследуя творчество такого неоспоримого авторитета мусульманского мира, как имам Р.Хомейни. Известно, что Р.Хомейни предпринял попытку реализа-ции в своей стране разработанной им концепции исламского правле¬ния, которая входит в противоречие с шиитским догматом о невоз¬можности справедливого правления в исламском государстве до при¬хода сокрытого 12-го имама Махди. Р.Хомейни порвал с этим схолас¬тическим подходом, заявив о возможности осуществления третьего, исламского, пути развития на принципах справедливости и улучше¬ния благосостояния всего населения в результате правильного управ¬ления страной со стороны духовного лидера - факиха. Этим он вы¬звал большое недовольство практически всех высших религиозных авторитетов в иранском государстве, которые отстаивают принцип невмешательства духовенства в непосредственное управление госу-дарственными делами. Примирения не состоялось до сих пор, и все великие аятоллы проживают вдали от столичного Тегерана — в Куме, Мешхеде и даже за пределами Ирана в Кербелле и Неджефе. Поэтому сказать, что исламское правление в Иране осуществляется от имени всего духовенства, можно лишь с большой оговоркой.
В целом, суть последовавших за революцией реформ Р.Хомейни сводилась не столько к возврату к традиционным духов¬ным и культурным ценностям шиизма, сколько к выходу ислама за рамки средневековых догматов, которые долгие годы не позволяли духовенству приспособиться к происходившим в стране и в мире в целом общественно-экономическим переменам. Уже поэтому обви¬нения в адрес Р.Хомейни в ретроградстве и покушении на основы современной цивилизации выглядят безосновательными. Р.Хомейни еще задолго до революции неоднократно подчеркивал, что его теория не бросает вызова современному научно-техническому прогрессу и тем более частной собственности, на которой базируется рыночная экономика. Она лишь призывает положить конец западному засилью в политической и экономической жизни иранского государства, по¬кончить с коррупцией и несправедливым распределением нацио¬нального богатства между отдельными слоями иранского общества, заменить западную "порочную" мораль мусульманской нравственно¬стью. Как показала последующая практика исламского правления, эти заявления не были голословными. Так, в ст.ст. 46 и 47 Конститу¬ции ИРИ четко зафиксировано право каждого на личную и частную собственность, что, как известно, лежит в основе капиталистического способа производства и отношений в целом. В то же время имам Р.Хомейни в своем завещании написал, что «ислам не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм из-за того, что они выступают против частной собственности и за обобществление, но одновременно ислам осуждает капитализм, рассматривая его как противоречащий соци¬альной справедливости. Год от года иранское руководство становится все более компетентным и сведущим в проведении внутренней и внешней политики». /1/
Естественно, что в первую очередь пра¬вящее духовенство заботится о подготовке кадров в религиозных цен¬трах страны в Тегеране, Куме, Мешхеде и других городах, где талибы - слушатели религиозных училищ занимаются в классах, осна¬щенных компьютерами и другими видами оргтехники, имеют вели¬колепные библиотеки, содержащие далеко не только религиозную литературу, но также книги и документы по всем областям знаний. Таким образом, несмотря на известные трудности, исламский режим в Иране сумел за прошедшие годы подготовить довольно прочную базу для дальнейшего проведения своей политики.
1.Исламский ренессанс наших дней - это по¬пытка традиционных восточных обществ использовать исторические и культурные особенности и
__________________________________________
1. Дружиловский С., О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Турция). – М; 2001. – С 67-100
традиции мусульманских народов для ускорения их социального и экономического развития. Удастся ли им это сделать, покажет время. Но уже сегодня ясно, что в обозримом будущем Запад, если он не хочет быть втянутым в глобальную кон¬фронтацию с мусульманским миром и Востоком в целом, должен будет предпринять шаги для окончательного решения колониального вопроса, - вслед за предоставлением политической независимости признать за этими странами право осуществлять независимую эко¬номическую и социальную политику. Только тогда появятся реаль¬ные предпосылки для успешного саморазвития восточных государств и быстрого втягивания населяющих их народов в современные эко¬номические процессы. После этого можно будет с уверенностью прогнозировать, что ислам для западной цивилизации станет не более опасным, чем японский синтоизм или таиландский буддизм.
То, что случилось в Иране в 1979 году, по своей сути и результатам было действительно рево¬люцией: произошла коренная ломка прежней политической системы, соци¬альных отношений, институтов соб¬ственности. Исчезли старые элиты, а на их место к власти пришли новые. На авансцену вышли новые социальные группы и слои со своими интересами и требованиями. Эти требования озву¬чил Хомейни и созданный им исламс¬кий режим. После этих бурных событий про¬шло четверть века, целая эра. Отшумела война Ирана с Ираком, рас¬пался СССР, начинает успокаиваться Афганистан, появились Интернет и глобализация. И только в Иране вре¬мя как будто остановилось. Все те же тотальные запреты в духе своеобраз¬ных трактовок муллами канонов исла¬ма, все та же конфронтация со «все¬мирным дьяволом» - США. В этой об¬становке выросли целые поколения. Конечно, иранское общество не статич¬но. Второй срок на выборах побежда¬ет президент-реформатор Мухаммад Хатами, а либерализация настойчиво стучит в двери иранской политики. Это чувствуют те политические деятели и избиратели, которые поддерживают Хатами и его курс. Но об этом знают и те, кто хочет, чтобы Иран всегда жил по заветам Хомейни, как бы ни менял¬ся мир вокруг них.
Примерно с середины 1990-х годов считается, что на иранской политической сцене сформи¬ровались два основных лаге¬ря - либералы и консерваторы. Первые группи¬ровались вокруг нового прези¬дента М. Хата-ми, сменившего в 1997-м Рафсанджани, имевшего репутацию «умеренного».
В то же время тревожные события начавшего века в различных реги-онах мира, в том числе непосредственно примыкающих к Ирану (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Центральная Азия), поставили под удар новую внешнеполитическую концепцию иранского президента. Эскалация насилия и начало перехода к организации новой системы международной безопасности, ставящей во главу угла борьбу с меж¬дународным терроризмом и организованной преступностью, застави¬ли по-новому взглянуть на инициативу президента Хатами. В новых сложившихся условиях, когда столкновение западной и исламской цивилизаций как никогда реально, диалог между цивилизациями может казаться пустой фразой. Но именно в такой решающий момент Иран, неоднократно провозглашаемый США очагом международного терроризма, демонстрирует завидную настойчивость в противоборст¬ве с экстремистскими силами. Реакция официального Тегерана на произошедшие 11 сентября 2001 г. террористические акты в США была весьма решительной и однозначной: необходимы усилия всего мирового сообщества для борьбы с таким злом, как международный террор и насилие. Эта по¬зиция официального Тегерана была озвучена в заявлениях президен¬та Ирана С.М.Хатами, министра иностранных дел К.Харрази и секре¬таря Высшего совета национальной безопасности М.Роухани, при¬звавших международное сообщество принять действенные меры по борьбе с терроризмом. /2/
Внутриполитическая, в частности партийная, жизнь для Ира¬на — относительно новое явление. Еще совсем недавно иранское общество считалось закрытым, особенно после начала войны с Ираком в 1980г., когда практически все политические партии были распущены.
Шиитское духовенство не только возглавило борьбу против шахского режима и добилось его свержения в 1979г., но и создало такую структуру власти, которая обеспечила руководство в ней пред¬ставителям религиозной элиты. Конституция законодательно закре¬пила баланс влияния светских и религиозных структур — этой свое¬образной формы государственности в виде исламской республики. Явный приоритет религиозного начала постепенно стал сменяться повышением влияния светских государственных деятелей и тех орга¬нов власти, в которых они преобладали. Начались конфликты между религиозно ориентированным Наблюдательным советом и меджли¬сом, который год от года становился все более прагматичным в своей деятельности. Понадобилось создание арбитражного органа для раз¬решения возникающих между ними разногласий. Многое в полити¬ческой жизни страны стало определяться теми лицами, которые при¬ходили во власть, В условиях несменяемости рахбара (духовного лидера) Али Хаманеи, находящегося у власти с 1989 г, ярким отраже¬нием политических изменений в стране стали состоявшиеся 8 июня 2001 г. выборы президента страны. На второй срок был избран Сайед Мохаммад Хатами.
2. Первый четырехлетний период (1997-2001) пребывания у власти С.М.Хатами, которого в зарубежной прессе назвали "аятолла Горбачёв", ознаменовал новый этап в политической истории Ирана. С.М.Хатами принял некоторые меры по демократизации политиче¬ской жизни. Особенно заметным было изменение внешнеполитиче¬ского курса страны. Президент страны, долгие годы ассоциировав¬шейся с идеями экспорта исламской революции, выступил с инициативой новой парадигмы международных отношений — кон¬цепцией "диалога цивилизаций". Началось сближение Ирана с миро¬вым сообществом. В меньшей степени новому президенту удалось продвинуться в области хозяйственного развития. Фактически до 2001 г. не было принято ни одного
__________________________________
2. Вартанян А., Иран: ''Диалог цивилизаций''как средство борьбы с терроризмом. // Персия. -2002. -№1. -С.5-10.
нового основополагающего зако¬на, который стимулировал бы углубление экономических реформ. Это касается налогообложения, защиты частных и иностранных ин¬вестиций, гарантий инвестиций и их возврата и т.д. До выборов в меджлис в феврале 2000г. не был принят в окончательном варианте даже третий пятилетний план на 2001-2005 гг. — нормативно-правовой акт, определяющий основные направления развития стра¬ны. Все законодательные рычаги находились в руках противников реформ, которые составляли большинство в меджлисе и с которыми правительство Хатами было вынуждено работать первые два года. Новым явлением в политической жизни стало создание раз¬личных партий и группировок, В стране ранее фактически действова¬ла, да и то полулегально, только одна партия, основанная бывшим первым премьером Временного революционного правительства М.Базарганом, — Движение за свободу Ирана (ДСИ). Несмотря на ее религиозный характер, партия состояла в основном из светских дея¬телей'. Другие партии представляли собой гораздо более ярко выра¬женные религиозные организации. Попытка легального учреждения проправительственной партии и использования ее для укрепления своих политических позиций была предпринята накануне президент¬ских выборов 1997 г. технократами из правительства президента Рафсанджани. Они создали организацию "Группа шести", или "Горухе каргозаране сазендеги" ("Группу служителей созидания"), затем оформившуюся в партию "Каргозаран". До ее появления внутрипо¬литическая борьба, особенно после роспуска в 1987 г. Партии ислам¬ской республики, определялась взаимоотношениями двух группиро¬вок духовенства — Организации борющегося духовенства и Ассамблеи борющихся улемов (борющегося духовенства), которую в сокращенном варианте по-персидски называют "Маджма". Члены этих группировок до сих пор составляют не только религиозную, но и политическую элиту страны, которая занимает ведущие посты в госу¬дарстве, иногда примыкая к различным партиям. Накануне состояв¬шихся 18 феврали 2000 г. выборов в меджлис шестого созыва был соз¬дан "Фронт 23 мая, или второго хордада" (день победы на выборах президента С.М.Хатами), в который вошли 18 партий и организаций. Они выдвинули несколько общих кандидатов. Главным политиче¬ским ядром блока стала партия "Мошарекят", образованная братом президента Мохаммадом Резой Хатами. /3/
Сторонники Хатами одержали убедительную победу на выбо¬рах в меджлис, что укрепило позиции светски ориентированных пар¬тийных организаций и Ассамблеи борющихся улемов. Иранские из¬биратели ожидали от правительства и нового меджлиса, который также оказался в руках реформаторов, решительных шагов по реаль¬ному ускорению преобразований. В какой-то мере эти ожидания оп¬равдались: законотворческий процесс либерализации общества по¬шел быстрее. Был принят окончательный вариант третьего пятилетнего плана, одобрены поправки к закону о свободных зонах и
________________________
3. Юнусова А. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России Ислам в Евразии. – М., 2001.- С. 260-287.
создание первого негосударственного банка. Новые законопроекты о налогах, о банковской системе, об иностранных инвестициях, о раз¬деле продукции приблизились к общемировым нормам, но так и не были приняты.
Прорыва в демократизации общества не произошло, а по мере приближения президентских выборов политическая напряженность стремительно нарастала. Консервативное духовенство, стремясь воз¬местить потери от поражения на парламентских выборах, активизи¬ровало борьбу за усиление контроля над внутриполитической жизнью общества и сохранение приоритета религиозных структур власти. Оно заставило меджлис принять поправки к закону о прессе, согласно ко¬торым суд мог заставить журналистов раскрыть источники информа¬ции и лишить права на работу в прессе любого лица, заподозренного в вовлеченности в "дестабилизационную" деятельность. Возрастной ценз для избирателей был повышен с 15 до 16 лет с целью уменьше¬ния поддержки реформистов среди молодежного электората.
Самого большого успеха консерваторы добились в деле ущем¬ления свободы печати и слова с помощью религиозных органов власти, включая суды. Наблюдательный совет издал ряд рекоменда¬ций, направленных на ограничение свободных политических дискус¬сий. Было закрыто свыше 37 периодических изданий, арестован ряд журналистов, политических деятелей. Для разгона студенческих и молодежных митингов и собраний использовались военные силы.
Более 70 человек, тесно связанных с партией "Движение за свободу Ирана", были арестованы, а некоторые и осуждены по обви¬нению в действиях, направленных на свержение исламской респуб¬лики. Деятельность же самой партии была запрещена, Под давлением консервативно настроенных религиозных деятелей в отставку ушли такие члены правительства и соратники Хатами, как заключенный под стражу Абдулла Нури, а также Атаулла Мохаджерани. Накануне президентских выборов в марте-апреле 2001 г. за решеткой оказались и заместитель министра внутренних дел Мостафа Таджзаде, бывший руководитель МВД Хашем Сабакиян, бывший мэр Тегерана Мохаммад Тавазоли, племянник Мехди Базаргана — Абольфазл Базарган. /4/
Ситуация перед президентскими выборами 2001 г. разительно отличалась от предыдущих выборов. Победа Хатами в 1997г. скорее была победой "против" тогдашнего спикера парламента Акбара Натег Нури, решительного противника начатых прежним президентом Рафсанджани реформ. Хатами в то время представлялся духовенству весьма приемлемой кандидатурой, так как его программа обеспече¬ния конституционных прав не связывалась с дальнейшими шагами по демократизации режима. Для религиозной элиты он был даже более удобен, чем энергичный и опытный политик Рафсанджани. Однако за три года пребывания Хатами у власти большинство иранцев стали связывать с ним надежды на улучшение своего положения, повыше¬ние уровня жизни, на более тесные связи Ирана с мировым со¬обществом, которые
____________________________
4. Мамедова М. Иран: оттепель с заморозками // Азия и Африка сегодня. – 2002. - №4. – С. 25-30.
позволили бы стране повысить экономический уровень и политический вес. Для всех было очевидно, что переизбра¬ние Хатами стало бы выражением устремлений иранцев к ускоренной эволюции режима, проведению политических реформ. Недаром на¬кануне выборов Организация моджахедов исламской революции за¬являла, что выборы 8 июня — это референдум в пользу "реформ и необратимости" или "консерватизма и закрытости". Понимали это и консервативная часть духовенства, сосредоточенная главным образом в Наблюдательном совете, и глава Совета по целесообразности — бывший президент Али Акбар Рафсанджани, у которого сложились непростые отношения с Мохаммадом Хатами, и духовный лидер страны Али Хаменеи. Но другого, более харизматического, кандидата у них не было.
Победа Хатами на выборах практически ни у кого не вызывала сомнений. Однако для иранского менталитета чрезвычайно важна и убедительность победы, выражаемая в соотношении голосов "за" и "против". Поэтому консерваторы были заинтересованы в не слишком высоком уровне поддержки Хатами, который позволил бы им в своем противодействии инициативам президента апеллировать к довольно значительной части населения. В то же время для Хатами — чело¬века, более склонного к концептуальному обоснованию необходимо¬сти изменений, нежели к открытой политической борьбе, решение об участии в выборах было непростым, поскольку от него ожидали более радикальных мер по реформированию страны. Об этих надеждах Хатами говорил в обращении к нации сразу же после победы на выбо¬рах: "Народ Ирана теперь ожидает, что система и правительство ус¬корят шаги по удовлетворению потребностей общества. А что ему нужно сегодня и завтра, так это установление и укрепление демокра¬тической системы путем создания здоровой и открытой атмосферы, свободы слова, критики, даже протестов в рамках закона, поддержа¬ние и укрепление этой атмосферы". /5/
На выборах 2001 г. главным оппонентом "Фронта" выступала "Коалиция исламских ассоциаций", объединявшая многих крупных коммерсантов, лидеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР), Корпуса печати, Специального суда для духовенства. В состав этой в достаточной степени тесной коалиции входят 16 раз¬личных организаций. Объединяющей силой коалиции стала партия "Последователи линии Имама". Лидер этой партии — Сайед Хади Хосейни Хаменеи, брат духовного лидера страны Али Хаменеи (воз¬главил специальную парламентскую комиссию, созданную в связи с началом операции США в Афганистане). Одна из наиболее активных партий "Коалиции" — "Ансаре Хезболла", основанная еще в 1995 г. по инициативе Общества борющегося духовенства. Помимо партии "Мошакерят" Хатами поддержала входящая во "Фронт 23 мая" Орга¬низация моджахедов исламской революции. Лидер этой крупной пар¬тии — Бехзад Набави (в правительстве Мусави занимал пост минист¬ра тяжелой промышленности). В настоящее время он возглавляет созданную с помощью министра нефтяной промышленности
________________________
5. Бельский А. Победили консерваторы // Assandi – Times. – М., 2004. – С. 50-70.
Биджана Зангане частную нефтяную компанию "Петре Парс", которая за-ключила многомиллиардные контракты с зарубежными фирмами. Будучи в 80-е годы сторонником "исламской экономики", ориенти¬рованной на государственный контроль, Бехзад Набави в последние годы поддерживает курс Хатами на либерализацию экономической и политической жизни Ирана.....
Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1
Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе
1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране…………………………………………………..……6
1.2 Некоторые аспекты политики Ирана в регионе Каспийского моря………..15
Глава 2 Иранский фактор во внешней политике США, России и Евросоюза
2.1. Внешнеполитические подходы США, ЕС, России к иранской проблеме …………………………………………………………………….…………………21
2.2. Иран и российско-американские отношения………..…………………………..31
Заключение………………………………..………………………….....................43
Список использованной литературы…………………………………………..48
ГЛАВА I. Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе.
1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране
В наши дни уже мало кто сомневается, что исламский ренес¬санс - это состоявшееся явление, которое будет во многом опреде¬лять судьбы мировой политики в наступающем столетии. Однако всего каких-нибудь 20 лет назад никто не осмелился бы прогнозиро¬вать приход к власти в таких странах, как Иран или Турция, происламских правительств и, тем более что ислам заменит собой комму¬низм в противостоянии с Западом. Сегодня - это свершившиеся фак¬ты, и ничто не говорит о том, что сложившаяся ситуация будет быст¬ро меняться. Время от времени на Западе появляются отдельные благосклонные публикации, позитивно оценивающие некоторые стороны социально-политической деятельности ряда исламских го¬сударств. Прежде всего, это касается ближневосточных монархий, что можно рассматривать как поиск альтернативы иракскому, ливийско¬му или суданскому вариантам развития, Однако по-прежнему резко негативное отношение проявляется к политическому исламу в таких странах, как Иран и Турция. А между тем, исламский режим в Иране отпраздновал свое 25-летие, турецкие исламисты превратились во влиятельную политическую силу, которая ведет успешную парла¬ментскую борьбу за власть. Поэтому, несмотря на устойчивые запад-ные "клише", обвиняющие исламистов этих стран в экстремизме, терроризме и фундаментализме, а также во многих других грехах, необходимо сегодня разобраться, в чем сила исламистов и привлека¬тельность их идей для многомиллионных масс в этих странах. Откуда у Запада стойкое неприятие к исламскому феномену, действительно ли политический ислам угрожает устоям западной цивилизации?
Для ответа на эти и некоторые другие вопросы необходимо об¬ратиться к теории и практике политического ислама в этих странах. Наибольший интерес, естественно, представляет Исламская Респуб¬лика Иран (ИРИ), где уже в течение более 25 лет достаточно успешно осуществляется исламское правление. Шиитское видение экономи¬ческого и общественного развития этой страны можно проследить по официальным документам ИРИ, а также исследуя творчество такого неоспоримого авторитета мусульманского мира, как имам Р.Хомейни. Известно, что Р.Хомейни предпринял попытку реализа-ции в своей стране разработанной им концепции исламского правле¬ния, которая входит в противоречие с шиитским догматом о невоз¬можности справедливого правления в исламском государстве до при¬хода сокрытого 12-го имама Махди. Р.Хомейни порвал с этим схолас¬тическим подходом, заявив о возможности осуществления третьего, исламского, пути развития на принципах справедливости и улучше¬ния благосостояния всего населения в результате правильного управ¬ления страной со стороны духовного лидера - факиха. Этим он вы¬звал большое недовольство практически всех высших религиозных авторитетов в иранском государстве, которые отстаивают принцип невмешательства духовенства в непосредственное управление госу-дарственными делами. Примирения не состоялось до сих пор, и все великие аятоллы проживают вдали от столичного Тегерана — в Куме, Мешхеде и даже за пределами Ирана в Кербелле и Неджефе. Поэтому сказать, что исламское правление в Иране осуществляется от имени всего духовенства, можно лишь с большой оговоркой.
В целом, суть последовавших за революцией реформ Р.Хомейни сводилась не столько к возврату к традиционным духов¬ным и культурным ценностям шиизма, сколько к выходу ислама за рамки средневековых догматов, которые долгие годы не позволяли духовенству приспособиться к происходившим в стране и в мире в целом общественно-экономическим переменам. Уже поэтому обви¬нения в адрес Р.Хомейни в ретроградстве и покушении на основы современной цивилизации выглядят безосновательными. Р.Хомейни еще задолго до революции неоднократно подчеркивал, что его теория не бросает вызова современному научно-техническому прогрессу и тем более частной собственности, на которой базируется рыночная экономика. Она лишь призывает положить конец западному засилью в политической и экономической жизни иранского государства, по¬кончить с коррупцией и несправедливым распределением нацио¬нального богатства между отдельными слоями иранского общества, заменить западную "порочную" мораль мусульманской нравственно¬стью. Как показала последующая практика исламского правления, эти заявления не были голословными. Так, в ст.ст. 46 и 47 Конститу¬ции ИРИ четко зафиксировано право каждого на личную и частную собственность, что, как известно, лежит в основе капиталистического способа производства и отношений в целом. В то же время имам Р.Хомейни в своем завещании написал, что «ислам не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм из-за того, что они выступают против частной собственности и за обобществление, но одновременно ислам осуждает капитализм, рассматривая его как противоречащий соци¬альной справедливости. Год от года иранское руководство становится все более компетентным и сведущим в проведении внутренней и внешней политики». /1/
Естественно, что в первую очередь пра¬вящее духовенство заботится о подготовке кадров в религиозных цен¬трах страны в Тегеране, Куме, Мешхеде и других городах, где талибы - слушатели религиозных училищ занимаются в классах, осна¬щенных компьютерами и другими видами оргтехники, имеют вели¬колепные библиотеки, содержащие далеко не только религиозную литературу, но также книги и документы по всем областям знаний. Таким образом, несмотря на известные трудности, исламский режим в Иране сумел за прошедшие годы подготовить довольно прочную базу для дальнейшего проведения своей политики.
1.Исламский ренессанс наших дней - это по¬пытка традиционных восточных обществ использовать исторические и культурные особенности и
__________________________________________
1. Дружиловский С., О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Турция). – М; 2001. – С 67-100
традиции мусульманских народов для ускорения их социального и экономического развития. Удастся ли им это сделать, покажет время. Но уже сегодня ясно, что в обозримом будущем Запад, если он не хочет быть втянутым в глобальную кон¬фронтацию с мусульманским миром и Востоком в целом, должен будет предпринять шаги для окончательного решения колониального вопроса, - вслед за предоставлением политической независимости признать за этими странами право осуществлять независимую эко¬номическую и социальную политику. Только тогда появятся реаль¬ные предпосылки для успешного саморазвития восточных государств и быстрого втягивания населяющих их народов в современные эко¬номические процессы. После этого можно будет с уверенностью прогнозировать, что ислам для западной цивилизации станет не более опасным, чем японский синтоизм или таиландский буддизм.
То, что случилось в Иране в 1979 году, по своей сути и результатам было действительно рево¬люцией: произошла коренная ломка прежней политической системы, соци¬альных отношений, институтов соб¬ственности. Исчезли старые элиты, а на их место к власти пришли новые. На авансцену вышли новые социальные группы и слои со своими интересами и требованиями. Эти требования озву¬чил Хомейни и созданный им исламс¬кий режим. После этих бурных событий про¬шло четверть века, целая эра. Отшумела война Ирана с Ираком, рас¬пался СССР, начинает успокаиваться Афганистан, появились Интернет и глобализация. И только в Иране вре¬мя как будто остановилось. Все те же тотальные запреты в духе своеобраз¬ных трактовок муллами канонов исла¬ма, все та же конфронтация со «все¬мирным дьяволом» - США. В этой об¬становке выросли целые поколения. Конечно, иранское общество не статич¬но. Второй срок на выборах побежда¬ет президент-реформатор Мухаммад Хатами, а либерализация настойчиво стучит в двери иранской политики. Это чувствуют те политические деятели и избиратели, которые поддерживают Хатами и его курс. Но об этом знают и те, кто хочет, чтобы Иран всегда жил по заветам Хомейни, как бы ни менял¬ся мир вокруг них.
Примерно с середины 1990-х годов считается, что на иранской политической сцене сформи¬ровались два основных лаге¬ря - либералы и консерваторы. Первые группи¬ровались вокруг нового прези¬дента М. Хата-ми, сменившего в 1997-м Рафсанджани, имевшего репутацию «умеренного».
В то же время тревожные события начавшего века в различных реги-онах мира, в том числе непосредственно примыкающих к Ирану (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Центральная Азия), поставили под удар новую внешнеполитическую концепцию иранского президента. Эскалация насилия и начало перехода к организации новой системы международной безопасности, ставящей во главу угла борьбу с меж¬дународным терроризмом и организованной преступностью, застави¬ли по-новому взглянуть на инициативу президента Хатами. В новых сложившихся условиях, когда столкновение западной и исламской цивилизаций как никогда реально, диалог между цивилизациями может казаться пустой фразой. Но именно в такой решающий момент Иран, неоднократно провозглашаемый США очагом международного терроризма, демонстрирует завидную настойчивость в противоборст¬ве с экстремистскими силами. Реакция официального Тегерана на произошедшие 11 сентября 2001 г. террористические акты в США была весьма решительной и однозначной: необходимы усилия всего мирового сообщества для борьбы с таким злом, как международный террор и насилие. Эта по¬зиция официального Тегерана была озвучена в заявлениях президен¬та Ирана С.М.Хатами, министра иностранных дел К.Харрази и секре¬таря Высшего совета национальной безопасности М.Роухани, при¬звавших международное сообщество принять действенные меры по борьбе с терроризмом. /2/
Внутриполитическая, в частности партийная, жизнь для Ира¬на — относительно новое явление. Еще совсем недавно иранское общество считалось закрытым, особенно после начала войны с Ираком в 1980г., когда практически все политические партии были распущены.
Шиитское духовенство не только возглавило борьбу против шахского режима и добилось его свержения в 1979г., но и создало такую структуру власти, которая обеспечила руководство в ней пред¬ставителям религиозной элиты. Конституция законодательно закре¬пила баланс влияния светских и религиозных структур — этой свое¬образной формы государственности в виде исламской республики. Явный приоритет религиозного начала постепенно стал сменяться повышением влияния светских государственных деятелей и тех орга¬нов власти, в которых они преобладали. Начались конфликты между религиозно ориентированным Наблюдательным советом и меджли¬сом, который год от года становился все более прагматичным в своей деятельности. Понадобилось создание арбитражного органа для раз¬решения возникающих между ними разногласий. Многое в полити¬ческой жизни страны стало определяться теми лицами, которые при¬ходили во власть, В условиях несменяемости рахбара (духовного лидера) Али Хаманеи, находящегося у власти с 1989 г, ярким отраже¬нием политических изменений в стране стали состоявшиеся 8 июня 2001 г. выборы президента страны. На второй срок был избран Сайед Мохаммад Хатами.
2. Первый четырехлетний период (1997-2001) пребывания у власти С.М.Хатами, которого в зарубежной прессе назвали "аятолла Горбачёв", ознаменовал новый этап в политической истории Ирана. С.М.Хатами принял некоторые меры по демократизации политиче¬ской жизни. Особенно заметным было изменение внешнеполитиче¬ского курса страны. Президент страны, долгие годы ассоциировав¬шейся с идеями экспорта исламской революции, выступил с инициативой новой парадигмы международных отношений — кон¬цепцией "диалога цивилизаций". Началось сближение Ирана с миро¬вым сообществом. В меньшей степени новому президенту удалось продвинуться в области хозяйственного развития. Фактически до 2001 г. не было принято ни одного
__________________________________
2. Вартанян А., Иран: ''Диалог цивилизаций''как средство борьбы с терроризмом. // Персия. -2002. -№1. -С.5-10.
нового основополагающего зако¬на, который стимулировал бы углубление экономических реформ. Это касается налогообложения, защиты частных и иностранных ин¬вестиций, гарантий инвестиций и их возврата и т.д. До выборов в меджлис в феврале 2000г. не был принят в окончательном варианте даже третий пятилетний план на 2001-2005 гг. — нормативно-правовой акт, определяющий основные направления развития стра¬ны. Все законодательные рычаги находились в руках противников реформ, которые составляли большинство в меджлисе и с которыми правительство Хатами было вынуждено работать первые два года. Новым явлением в политической жизни стало создание раз¬личных партий и группировок, В стране ранее фактически действова¬ла, да и то полулегально, только одна партия, основанная бывшим первым премьером Временного революционного правительства М.Базарганом, — Движение за свободу Ирана (ДСИ). Несмотря на ее религиозный характер, партия состояла в основном из светских дея¬телей'. Другие партии представляли собой гораздо более ярко выра¬женные религиозные организации. Попытка легального учреждения проправительственной партии и использования ее для укрепления своих политических позиций была предпринята накануне президент¬ских выборов 1997 г. технократами из правительства президента Рафсанджани. Они создали организацию "Группа шести", или "Горухе каргозаране сазендеги" ("Группу служителей созидания"), затем оформившуюся в партию "Каргозаран". До ее появления внутрипо¬литическая борьба, особенно после роспуска в 1987 г. Партии ислам¬ской республики, определялась взаимоотношениями двух группиро¬вок духовенства — Организации борющегося духовенства и Ассамблеи борющихся улемов (борющегося духовенства), которую в сокращенном варианте по-персидски называют "Маджма". Члены этих группировок до сих пор составляют не только религиозную, но и политическую элиту страны, которая занимает ведущие посты в госу¬дарстве, иногда примыкая к различным партиям. Накануне состояв¬шихся 18 феврали 2000 г. выборов в меджлис шестого созыва был соз¬дан "Фронт 23 мая, или второго хордада" (день победы на выборах президента С.М.Хатами), в который вошли 18 партий и организаций. Они выдвинули несколько общих кандидатов. Главным политиче¬ским ядром блока стала партия "Мошарекят", образованная братом президента Мохаммадом Резой Хатами. /3/
Сторонники Хатами одержали убедительную победу на выбо¬рах в меджлис, что укрепило позиции светски ориентированных пар¬тийных организаций и Ассамблеи борющихся улемов. Иранские из¬биратели ожидали от правительства и нового меджлиса, который также оказался в руках реформаторов, решительных шагов по реаль¬ному ускорению преобразований. В какой-то мере эти ожидания оп¬равдались: законотворческий процесс либерализации общества по¬шел быстрее. Был принят окончательный вариант третьего пятилетнего плана, одобрены поправки к закону о свободных зонах и
________________________
3. Юнусова А. Ислам в контексте современных этнополитических процессов в России Ислам в Евразии. – М., 2001.- С. 260-287.
создание первого негосударственного банка. Новые законопроекты о налогах, о банковской системе, об иностранных инвестициях, о раз¬деле продукции приблизились к общемировым нормам, но так и не были приняты.
Прорыва в демократизации общества не произошло, а по мере приближения президентских выборов политическая напряженность стремительно нарастала. Консервативное духовенство, стремясь воз¬местить потери от поражения на парламентских выборах, активизи¬ровало борьбу за усиление контроля над внутриполитической жизнью общества и сохранение приоритета религиозных структур власти. Оно заставило меджлис принять поправки к закону о прессе, согласно ко¬торым суд мог заставить журналистов раскрыть источники информа¬ции и лишить права на работу в прессе любого лица, заподозренного в вовлеченности в "дестабилизационную" деятельность. Возрастной ценз для избирателей был повышен с 15 до 16 лет с целью уменьше¬ния поддержки реформистов среди молодежного электората.
Самого большого успеха консерваторы добились в деле ущем¬ления свободы печати и слова с помощью религиозных органов власти, включая суды. Наблюдательный совет издал ряд рекоменда¬ций, направленных на ограничение свободных политических дискус¬сий. Было закрыто свыше 37 периодических изданий, арестован ряд журналистов, политических деятелей. Для разгона студенческих и молодежных митингов и собраний использовались военные силы.
Более 70 человек, тесно связанных с партией "Движение за свободу Ирана", были арестованы, а некоторые и осуждены по обви¬нению в действиях, направленных на свержение исламской респуб¬лики. Деятельность же самой партии была запрещена, Под давлением консервативно настроенных религиозных деятелей в отставку ушли такие члены правительства и соратники Хатами, как заключенный под стражу Абдулла Нури, а также Атаулла Мохаджерани. Накануне президентских выборов в марте-апреле 2001 г. за решеткой оказались и заместитель министра внутренних дел Мостафа Таджзаде, бывший руководитель МВД Хашем Сабакиян, бывший мэр Тегерана Мохаммад Тавазоли, племянник Мехди Базаргана — Абольфазл Базарган. /4/
Ситуация перед президентскими выборами 2001 г. разительно отличалась от предыдущих выборов. Победа Хатами в 1997г. скорее была победой "против" тогдашнего спикера парламента Акбара Натег Нури, решительного противника начатых прежним президентом Рафсанджани реформ. Хатами в то время представлялся духовенству весьма приемлемой кандидатурой, так как его программа обеспече¬ния конституционных прав не связывалась с дальнейшими шагами по демократизации режима. Для религиозной элиты он был даже более удобен, чем энергичный и опытный политик Рафсанджани. Однако за три года пребывания Хатами у власти большинство иранцев стали связывать с ним надежды на улучшение своего положения, повыше¬ние уровня жизни, на более тесные связи Ирана с мировым со¬обществом, которые
____________________________
4. Мамедова М. Иран: оттепель с заморозками // Азия и Африка сегодня. – 2002. - №4. – С. 25-30.
позволили бы стране повысить экономический уровень и политический вес. Для всех было очевидно, что переизбра¬ние Хатами стало бы выражением устремлений иранцев к ускоренной эволюции режима, проведению политических реформ. Недаром на¬кануне выборов Организация моджахедов исламской революции за¬являла, что выборы 8 июня — это референдум в пользу "реформ и необратимости" или "консерватизма и закрытости". Понимали это и консервативная часть духовенства, сосредоточенная главным образом в Наблюдательном совете, и глава Совета по целесообразности — бывший президент Али Акбар Рафсанджани, у которого сложились непростые отношения с Мохаммадом Хатами, и духовный лидер страны Али Хаменеи. Но другого, более харизматического, кандидата у них не было.
Победа Хатами на выборах практически ни у кого не вызывала сомнений. Однако для иранского менталитета чрезвычайно важна и убедительность победы, выражаемая в соотношении голосов "за" и "против". Поэтому консерваторы были заинтересованы в не слишком высоком уровне поддержки Хатами, который позволил бы им в своем противодействии инициативам президента апеллировать к довольно значительной части населения. В то же время для Хатами — чело¬века, более склонного к концептуальному обоснованию необходимо¬сти изменений, нежели к открытой политической борьбе, решение об участии в выборах было непростым, поскольку от него ожидали более радикальных мер по реформированию страны. Об этих надеждах Хатами говорил в обращении к нации сразу же после победы на выбо¬рах: "Народ Ирана теперь ожидает, что система и правительство ус¬корят шаги по удовлетворению потребностей общества. А что ему нужно сегодня и завтра, так это установление и укрепление демокра¬тической системы путем создания здоровой и открытой атмосферы, свободы слова, критики, даже протестов в рамках закона, поддержа¬ние и укрепление этой атмосферы". /5/
На выборах 2001 г. главным оппонентом "Фронта" выступала "Коалиция исламских ассоциаций", объединявшая многих крупных коммерсантов, лидеров Корпуса стражей исламской революции (КСИР), Корпуса печати, Специального суда для духовенства. В состав этой в достаточной степени тесной коалиции входят 16 раз¬личных организаций. Объединяющей силой коалиции стала партия "Последователи линии Имама". Лидер этой партии — Сайед Хади Хосейни Хаменеи, брат духовного лидера страны Али Хаменеи (воз¬главил специальную парламентскую комиссию, созданную в связи с началом операции США в Афганистане). Одна из наиболее активных партий "Коалиции" — "Ансаре Хезболла", основанная еще в 1995 г. по инициативе Общества борющегося духовенства. Помимо партии "Мошакерят" Хатами поддержала входящая во "Фронт 23 мая" Орга¬низация моджахедов исламской революции. Лидер этой крупной пар¬тии — Бехзад Набави (в правительстве Мусави занимал пост минист¬ра тяжелой промышленности). В настоящее время он возглавляет созданную с помощью министра нефтяной промышленности
________________________
5. Бельский А. Победили консерваторы // Assandi – Times. – М., 2004. – С. 50-70.
Биджана Зангане частную нефтяную компанию "Петре Парс", которая за-ключила многомиллиардные контракты с зарубежными фирмами. Будучи в 80-е годы сторонником "исламской экономики", ориенти¬рованной на государственный контроль, Бехзад Набави в последние годы поддерживает курс Хатами на либерализацию экономической и политической жизни Ирана.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?