Древние города Казахстана
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ В VI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IX ВЕКА
ГЛАВА 2. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX — XII ВВ.
ГЛАВА 3. ГОРОДА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА НА ВЕЛИКОМ ШЁЛКОВОМ ПУТИ
ГЛАВА 4. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ В XII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В стратегии развития Казахстана – 2030 особое внимание обращается на изучении и бережное хранение памяти веков, оставшихся нам от предков. Интерес к истории возникновения и развития казахского ханства обусловлен необходимостью восстановления правды истории, поиска корней древнего народа.
Самостоятельная история казахского ханства связана с расколом государства кочевых узбеков в середине 15в. Различные исторические исследования главную причину возникновения казахского ханства связывают с откочевкой части населения Узбекского улуса во главе с непокорными султанами Кереем и Жанибеком в Могулистан в 60-х годах 15 века. Мавераннахр переживал свои не самые лучшие годы в политическом отношении. В 1446 г. Абулхаир хан захватил бассейн р. Сырдарья. Сыгнак стал новой столицей государства «кочевых узбеков». И тогда многие племена Могулистана и Маверанахра подались к Абулхаиру, сохраняя в то же время некоторые сепаратистские тенденции. Именно это, по казахскому шежире, стало причиной раскола государства на две части - узбеков и казахов. Этническая структура казахов аккумулирует сложную этническую историю Евразии, которая достаточно ярко проявляется при квалифицированном изучении шежире и устного творчества казахов.
В данной работе рассматриваются проблемы функционирования и развития городов на территории Казахстана с VI по XVIII век включительно, освещается культура этих городов, особенности быта их жителей, дороги и трассы Шёлкового пути.
Курсовая состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и Списка использованной литературы. Общий объём работы – 25 страниц машинописного текста.
ГЛАВА 1. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ В VI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IX ВЕКА
На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя¬ми Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-восточное Семиречье.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называе¬мое евроцентристское направление, в котором кочевники пред¬ставлены как варвары в противовес цивилизованным земледель¬цам.
В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают та¬кие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и разви¬вались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.
Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же историческая законо¬мерность развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными эконо¬мическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стиму¬лирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суйе (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суйе до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колони¬зации. Существует и противоположная, автохтонная модель проис¬хождения городской культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо-мических судьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.
В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйст¬ва. Показательно сложение городского быта, который в археологи¬ческих материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного пере¬селения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи¬речье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологичес¬ких материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культу¬ра, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города".
Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в большинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.
В отличие от южно-казахстанских городищ топография семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойствен¬ным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад¬ратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка».
В цитаделях городов располагались дворцы правителей, ин¬терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между¬народной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торгов¬лю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена прини¬мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона.
Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.
ГЛАВА 2. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX — НАЧАЛЕ XIII ВВ
Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
на городской культуре области. Связанная тесными экономически¬ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие мусульманской культуры, которая распрос¬транилась в первую очередь в среде городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время.
В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовь¬ях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших поселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались в городские центры.
В юго-западном Семиречье число новых городов также увели¬чилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык.
В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города при¬надлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.
Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.
Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим пери¬одом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопан¬ных кварталов города имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье по¬казали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на Куйруктобе. Дома группирова¬лись вдоль участка магистральной улочки. Всего домов в квартале 12—14.
Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщение автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети в городе Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.
Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длин¬ной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересе¬кающихся осях (крестообразная планировка) и дом с помещения¬ми, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа — круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом......
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ В VI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IX ВЕКА
ГЛАВА 2. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX — XII ВВ.
ГЛАВА 3. ГОРОДА ДРЕВНЕГО КАЗАХСТАНА НА ВЕЛИКОМ ШЁЛКОВОМ ПУТИ
ГЛАВА 4. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ В XII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В стратегии развития Казахстана – 2030 особое внимание обращается на изучении и бережное хранение памяти веков, оставшихся нам от предков. Интерес к истории возникновения и развития казахского ханства обусловлен необходимостью восстановления правды истории, поиска корней древнего народа.
Самостоятельная история казахского ханства связана с расколом государства кочевых узбеков в середине 15в. Различные исторические исследования главную причину возникновения казахского ханства связывают с откочевкой части населения Узбекского улуса во главе с непокорными султанами Кереем и Жанибеком в Могулистан в 60-х годах 15 века. Мавераннахр переживал свои не самые лучшие годы в политическом отношении. В 1446 г. Абулхаир хан захватил бассейн р. Сырдарья. Сыгнак стал новой столицей государства «кочевых узбеков». И тогда многие племена Могулистана и Маверанахра подались к Абулхаиру, сохраняя в то же время некоторые сепаратистские тенденции. Именно это, по казахскому шежире, стало причиной раскола государства на две части - узбеков и казахов. Этническая структура казахов аккумулирует сложную этническую историю Евразии, которая достаточно ярко проявляется при квалифицированном изучении шежире и устного творчества казахов.
В данной работе рассматриваются проблемы функционирования и развития городов на территории Казахстана с VI по XVIII век включительно, освещается культура этих городов, особенности быта их жителей, дороги и трассы Шёлкового пути.
Курсовая состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и Списка использованной литературы. Общий объём работы – 25 страниц машинописного текста.
ГЛАВА 1. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ В VI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IX ВЕКА
На обширной территории Казахстана издревле выделяются крупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века и городской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан, или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя¬ми Центрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинским плоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района: Юго-Западное и Северо-восточное Семиречье.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейших исторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, города и степи. В науке существует так называе¬мое евроцентристское направление, в котором кочевники пред¬ставлены как варвары в противовес цивилизованным земледель¬цам.
В последние годы появились и другие взгляды на проблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают та¬кие их качества, как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие. Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с ним оседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и разви¬вались тесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос на продукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческого хозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйства было заинтересовано население и города и степи.
Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцев были мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах, нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких по своему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знает в то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе против внешних врагов. В целом же историческая законо¬мерность развития, оседлых областей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными эконо¬мическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стиму¬лирующим развитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал: «Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город на реке Суйе (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна от города Суйе до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
Ряд исследователей считает, что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колони¬зации. Существует и противоположная, автохтонная модель проис¬хождения городской культуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо-мических судьбах народов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим и культурологический анализ.
В Согдийском культурном комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйст¬ва. Показательно сложение городского быта, который в археологи¬ческих материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного пере¬селения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи¬речье, на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс, представленный в археологичес¬ких материалах такими массовыми находками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В результате в VI — первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов. Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культу¬ра, которая интегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культуре города".
Археологическими исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в большинстве своем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.
В отличие от южно-казахстанских городищ топография семиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI — первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойствен¬ным ему замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесь характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад¬ратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты — «гребенчатая планировка».
В цитаделях городов располагались дворцы правителей, ин¬терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме между¬народной торговли получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и областную торгов¬лю. В его среде получили распространение различные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племена прини¬мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанского региона.
Местные особенности развития городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всей области в целом.
ГЛАВА 2. ГОРОДА И ПОСЕЛЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ IX — НАЧАЛЕ XIII ВВ
Арабское завоевание оказало сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
на городской культуре области. Связанная тесными экономически¬ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие мусульманской культуры, которая распрос¬транилась в первую очередь в среде городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное время.
В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — города Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовь¬ях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах — Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольших поселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались в городские центры.
В юго-западном Семиречье число новых городов также увели¬чилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культуры в северо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз, Каялык.
В этот период оседлая и городская жизнь распространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались в долинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, в долине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города при¬надлежали кимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана). Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.
Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, в долинах Урала. Они принадлежали тюркам-огузам.
Раскопки городищ дают представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим пери¬одом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопан¬ных кварталов города имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречье по¬казали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их была большей, чем на Куйруктобе. Дома группирова¬лись вдоль участка магистральной улочки. Всего домов в квартале 12—14.
Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщение автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети в городе Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.
Среди компонентов застройки городов Южного Казахстана и Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из них открыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв. появляются новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длин¬ной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересе¬кающихся осях (крестообразная планировка) и дом с помещения¬ми, поставленными в ряд, длинной осью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа — круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим орнаментом......
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?