Внешняя и внутренняя политика Ирана на современном этапе

 Внешняя и внутренняя политика Ирана на современном этапе

Содержание
Введение……………………………………………………………..………………3
Глава 1
Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе
1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране…………………………………………………..……6
1.2 Некоторые аспекты политики Ирана в регионе Каспийского моря………..15
Глава 2 Иранский фактор во внешней политике США, России и Евросоюза
2.1. Внешнеполитические подходы США, ЕС, России к иранской проблеме …………………………………………………21
2.2. Иран и российско-американские отношения………..…………………………..31
Заключение………………………………..………………………….....................43
Список использованной литературы…………………………………………..48

Введение
Актуальность темы.
В настоящий момент мы уже реально осознали, что Казахстан, наряду с соседними странами, является зоной, где переплетаются не всегда совпадающие интересы мировых держав. В этой ситуации необходимы четкие и ясные приоритеты во внешней политике. В своем историческом Послании народу Казахстана Н.А.Назарбаев отметил, что «наши приоритеты во внешней политике остаются неизменными – активная, разносторонняя и сбалансированная внешняя политика, способная противостоять вызовам 21 века и нацеленная на обеспечении долгосрочных национальных интересов». /1/
Сегодня, кажется, уже все согласны с тем, что главный вызов ведущим державам и мировому сообществу в целом исходит из региона «расширенного» Ближнего Востока. «Расширенный» Ближний Восток – это дуга, на которой расположены государства Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Персидского залива и Центральной Азии, фактически она доходит до Юго-Восточной Азии. Ранее та же дуга именовалась американскими учеными и официальными лицами Большим Ближним Востоком, «Евразийскими Балканами». Термин «расширенный» был введен в международный политический лексикон на саммите «большой восьмерки» в июне 2004 года. По мнению З.Бжезинского, «Евразийские Балканы» имеют важное значение с точки зрения исторических амбиций и амбиций безопасности трех самых непосредственных и наиболее мощных стран, а «именно России, Турции и Ирана, причем Китай также дает знать о своем интересе к региону. Однако «Евразийские Балканы» гораздо более важны как потенциальный экономический выигрыш: в регионе помимо важных полезных ископаемых, включая золото, сосредоточены огромные запасы природного газа и нефти.» /2/
В самом сердце этой огромной территории находится Иран. В результате стечения многих обстоятельств сегодня именно от Ирана зависит стабильность и управляемость всего указанного пространства. То, как будет развиваться сама эта страна и будут строиться ее отношения с Соединенными Штатами, Европейским союзом и Россией, во многом определит, продолжится ли и в дальнейшем деградация данного региона, или же негативные процессы повернутся вспять, открыв пространство для модернизации, а затем, возможно, и для демократизации. По ряду объективных причин Иран имеет шанс стать лидером «расширенного» Ближнего Востока.
В свою очередь стратегия Запада и России на иранском направлении способна решающим образом сказаться на судьбе Ирана и, следовательно, всего региона в целом. Либо они помогают Ирану («присматривая» за ним) трансформироваться в региональную державу, проводящую вполне предсказуемую и отвечающую интересам внешних сил политику, либо, сохраняя нынешний курс, становятся пассивными наблюдателями того, как
_1. Назарбаев Н.А. Послание Президента Республики Казахстан. Алматы, 2005г. – 97с.
2. Бжезинский З. Великая шахматная доска М.2002 с.150-151
Тегеран захватит доминирующие позиции в регионе в противовес США, Европе и России и завладеет ядерным оружием. Последнее грозит полной потерей управляемости «расширенного» Ближнего Востока.
Степень разработанности темы: социально-политическую литературу по теме исследование можно разделить на три группы:
Первую группу составляют работы зарубежных авторов: среди зарубежных авторов неизменное внимание иранской теме уделяют С. Хантингтон, Ф. Фунуями, З.Бжезинский. «Перед Америкой стоит задача завоевания мирового лидерства и определяет Иран как регионального лидера с ядерными амбициями, а район расширенного Ближнего Востока важным для США, где интересы США могут подвергнуться опасности и, следовательно, необходимо проводить активную внешнюю политику». /3/ Он отмечает, что Америка должна закрепить свои позиции на Ближнем Востоке.
Вторая группа состоит из работ российских ученых: Д.Суслова, Н.Мамедовой, В.Белокреницкого. «Еще один не менее важный аспект – это страны мусульманского региона, где надо активнее сотрудничать с нашими соседями». /4/ Он подчеркивает, что только сотрудничество может обеспечить безопасность мира.
Третья группа состоит из казахстанских ученых: У. Касенова, К.Султанова, К. Токаева «Дипломатия Республики Казахстан может служить в качестве основного руководства для рассмотрения внешней политики РК в последующий период». /5/ В ней содержится большой фактологический материал об экономических и политических связях Казахстана с международными организациями, государствами мира на первом этапе независимости РК.
Источниковой базой курсовой работы послужили материалы периодической печати, монографии, научные сборники, статьи, переводные работы, Интернет, а также документы, договора, соглашения, которые были подписаны в Республике Казахстан с различными государствами. 11 мая 1996 года в Тегеране обсудили вопросы првового статуса Каспийского моря и сотрудничества прибрежных государств в разработке и использовании минеральных и биологических ресурсов моря, защиты его природной среды и, принимая во внимание особенности экосистемы Каспийского моря, где состоялось совместное заявление по вопросам Каспийского моря. /6/
Стороны считают, что разработка и заключение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на основе консенсуса пяти прибрежных государств является их первоочередной и неотложной задачей.
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. -1994. -№1. - С5-31; Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. -№3. -С4-14; Бжезинский З. Великая шахматная доска Международные отношения. -М., 2002.-256с.
4. Мамедова Н. Иран: оттепель с заморозками // Азия и Африка сегодня. – 2002. -№4. -С25-30; Суслов Д. Иранский ключ к мировой стабильности // Россия в глобальной политике. -2005. -№1. -С25-32; Белокреницкий В. Мусульманский регион у южных границ СНГ. - Мусульманские страны у границ СНГ. - М., 2001. -350с.
5. Касенов У.А. Безопасность Центральной Азии. -Алматы: Кайнар, 1998. -280с.; Султанов К.С. По пути добрососедства // Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. - М: Русский Раритет. -1998. -№3. –С5-10;
6. Токаев К. Под стягом независимости. -Алматы: Бiлiм, 1997. –С20-30.
Основными источниками для написания работы Данный круг источников позволил решить основные задачи исследования и представить позиции и роль
страны в системе современных международных отношений.
Методологической основой послужили труды и идеи Н.А.Назарбаева. В своих работах Глава государства отмечает: «Очень важно продолжить кропотливую работу по дальнейшей реализации целей Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии»./5/
Научная новизна работы состоит в том, что, ознакомившись с широким кругом источников с учетом их критического осмысления, была сделана попытка систематизировать ранее известные исследования по внешней и внутренней политики Ирана с новейшими данными. В целях научного и объективного подхода к исследованию внешней и внутренней политики Ирана, его положению в системе международных отношений мы опирались на апробированные методы научного сбора и анализа исторических фактов и отражающих их документов. Особое значение имели принципы системности, соотношения субъективных факторов и объективных условий.
Цель курсовой работы заключается в некоторых аспектах внешней и внутренней политики Ирана на современном этапе. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть процесс социально-политических изменений в Иране на современном этапе.
2.Определить основные приоритеты внешней и внутренней политики Ирана в процессе трансформации общества.
3.Исследовать фактор Ирана в отношениях США, ЕС и России на современном этапе.
Практическая значимость курсовой работы
Выводы и основные положения работы могут быть использованы широким кругом специалистов – международников, историков, политологов, практическими работниками внешнеполитических ведомств РК, СМИ, в учебном процессе высших и средних учебных заведений.
Структура работы. Курсовая работа состоит из: введения, двух глав и заключения и списков использованной литературы.
В I главе исследуются внутри- и внешнеполитические приоритеты Ирана.
Во II главе раскрывается внешнеполитические подходы США, России, ЕС к иранской проблеме. В заключении подводятся некоторые итоги развития Исламской республики Иран.
Объем работы составляет 50 страницы.
5. Совместное заявление Президентов Республики Казахстан и Исламской Республики Иран по вопросам Каспийского моря. 11 мая 1996г. В кн.: Сборник документов по Международному праву. Т II. –Алматы, 1998. –С 160-162.
ГЛАВА I. Внутренняя и внешняя политика Ирана на современном этапе.

1.1 Некоторые аспекты исламской демократии – противоборство либералов и консерваторов в Иране

В наши дни уже мало кто сомневается, что исламский ренес¬санс - это состоявшееся явление, которое будет во многом опреде¬лять судьбы мировой политики в наступающем столетии. Однако всего каких-нибудь 20 лет назад никто не осмелился бы прогнозиро¬вать приход к власти в таких странах, как Иран или Турция, происламских правительств и, тем более что ислам заменит собой комму¬низм в противостоянии с Западом. Сегодня - это свершившиеся фак¬ты, и ничто не говорит о том, что сложившаяся ситуация будет быст¬ро меняться. Время от времени на Западе появляются отдельные благосклонные публикации, позитивно оценивающие некоторые стороны социально-политической деятельности ряда исламских го¬сударств. Прежде всего, это касается ближневосточных монархий, что можно рассматривать как поиск альтернативы иракскому, ливийско¬му или суданскому вариантам развития, Однако по-прежнему резко негативное отношение проявляется к политическому исламу в таких странах, как Иран и Турция. А между тем, исламский режим в Иране отпраздновал свое 25-летие, турецкие исламисты превратились во влиятельную политическую силу, которая ведет успешную парла¬ментскую борьбу за власть. Поэтому, несмотря на устойчивые запад¬ные "клише", обвиняющие исламистов этих стран в экстремизме, терроризме и фундаментализме, а также во многих других грехах, необходимо сегодня разобраться, в чем сила исламистов и привлека¬тельность их идей для многомиллионных масс в этих странах. Откуда у Запада стойкое неприятие к исламскому феномену, действительно ли политический ислам угрожает устоям западной цивилизации?
Для ответа на эти и некоторые другие вопросы необходимо об¬ратиться к теории и практике политического ислама в этих странах. Наибольший интерес, естественно, представляет Исламская Респуб¬лика Иран (ИРИ), где уже в течение более 25 лет достаточно успешно осуществляется исламское правление. Шиитское видение экономи¬ческого и общественного развития этой страны можно проследить по официальным документам ИРИ, а также исследуя творчество такого неоспоримого авторитета мусульманского мира, как имам Р.Хомейни. Известно, что Р.Хомейни предпринял попытку реализа-ции в своей стране разработанной им концепции исламского правле¬ния, которая входит в противоречие с шиитским догматом о невоз¬можности справедливого правления в исламском государстве до при¬хода сокрытого 12-го имама Махди. Р.Хомейни порвал с этим схолас¬тическим подходом, заявив о возможности осуществления третьего, исламского, пути развития на принципах справедливости и улучше¬ния благосостояния всего населения в результате правильного управ¬ления страной со стороны духовного лидера - факиха. Этим он вы¬звал большое недовольство практически всех высших религиозных авторитетов в иранском государстве, которые отстаивают принцип невмешательства духовенства в непосредственное управление госу-дарственными делами. Примирения не состоялось до сих пор, и все великие аятоллы проживают вдали от столичного Тегерана — в Куме, Мешхеде и даже за пределами Ирана в Кербелле и Неджефе. Поэтому сказать, что исламское правление в Иране осуществляется от имени всего духовенства, можно лишь с большой оговоркой.
В целом, суть последовавших за революцией реформ Р.Хомейни сводилась не столько к возврату к традиционным духов¬ным и культурным ценностям шиизма, сколько к выходу ислама за рамки средневековых догматов, которые долгие годы не позволяли духовенству приспособиться к происходившим в стране и в мире в целом общественно-экономическим переменам. Уже поэтому обви¬нения в адрес Р.Хомейни в ретроградстве и покушении на основы современной цивилизации выглядят безосновательными. Р.Хомейни еще задолго до революции неоднократно подчеркивал, что его теория не бросает вызова современному научно-техническому прогрессу и тем более частной собственности, на которой базируется рыночная экономика. Она лишь призывает положить конец западному засилью в политической и экономической жизни иранского государства, по¬кончить с коррупцией и несправедливым распределением нацио¬нального богатства между отдельными слоями иранского общества, заменить западную "порочную" мораль мусульманской нравственно¬стью. Как показала последующая практика исламского правления, эти заявления не были голословными. Так, в ст.ст. 46 и 47 Конститу¬ции ИРИ четко зафиксировано право каждого на личную и частную собственность, что, как известно, лежит в основе капиталистического способа производства и отношений в целом. В то же время имам Р.Хомейни в своем завещании написал, что «ислам не приемлет коммунизм и марксизм-ленинизм из-за того, что они выступают против частной собственности и за обобществление, но одновременно ислам осуждает капитализм, рассматривая его как противоречащий соци¬альной справедливости. Год от года иранское руководство становится все более компетентным и сведущим в проведении внутренней и внешней политики». /1/
Естественно, что в первую очередь пра¬вящее духовенство заботится о подготовке кадров в религиозных цен¬трах страны в Тегеране, Куме, Мешхеде и других городах, где талибы - слушатели религиозных училищ занимаются в классах, осна¬щенных компьютерами и другими видами оргтехники, имеют вели¬колепные библиотеки, содержащие далеко не только религиозную литературу, но также книги и документы по всем областям знаний. Таким образом, несмотря на известные трудности, исламский режим в Иране сумел за прошедшие годы подготовить довольно прочную базу для дальнейшего проведения своей политики.
1.Исламский ренессанс наших дней - это по¬пытка традиционных восточных обществ использовать исторические и культурные особенности и
1. Дружиловский С., О теории и практике исламского правления в странах Среднего Востока (Иран, Турция). – М; 2001. – С 67-100
традиции мусульманских народов для ускорения их социального и экономического развития. Удастся ли им это сделать, покажет время. Но уже сегодня ясно, что в обозримом будущем Запад, если он не хочет быть втянутым в глобальную кон¬фронтацию с мусульманским миром и Востоком в целом, должен будет предпринять шаги для окончательного решения колониального вопроса, - вслед за предоставлением политической независимости признать за этими странами право осуществлять независимую эко¬номическую и социальную политику. Только тогда появятся реаль¬ные предпосылки для успешного саморазвития восточных государств и быстрого втягивания населяющих их народов в современные эко¬номические процессы. После этого можно будет с уверенностью прогнозировать, что ислам для западной цивилизации станет не более опасным, чем японский синтоизм или таиландский буддизм.
То, что случилось в Иране в 1979 году, по своей сути и результатам было действительно рево¬люцией: произошла коренная ломка прежней политической системы, соци¬альных отношений, институтов соб¬ственности. Исчезли старые элиты, а на их место к власти пришли новые. На авансцену вышли новые социальные группы и слои со своими интересами и требованиями. Эти требования озву¬чил Хомейни и созданный им исламс¬кий режим. После этих бурных событий про¬шло четверть века, целая эра. Отшумела война Ирана с Ираком, рас¬пался СССР, начинает успокаиваться Афганистан, появились Интернет и глобализация. И только в Иране вре¬мя как будто остановилось. Все те же тотальные запреты в духе своеобраз¬ных трактовок муллами канонов исла¬ма, все та же конфронтация со «все¬мирным дьяволом» - США. В этой об-становке выросли целые поколения. Конечно, иранское общество не статич¬но. Второй срок на выборах побежда¬ет президент-реформатор Мухаммад Хатами, а либерализация настойчиво стучит в двери иранской политики. Это чувствуют те политические деятели и избиратели, которые поддерживают Хатами и его курс. Но об этом знают и те, кто хочет, чтобы Иран всегда жил по заветам Хомейни, как бы ни менял¬ся мир вокруг них.
Примерно с середины 1990-х годов считается, что на иранской политической сцене сформи¬ровались два основных лаге¬ря - либералы и консерваторы. Первые группи¬ровались вокруг нового прези¬дента М. Хата¬ми, сменившего в 1997-м Рафсанджани, имевшего репутацию «умеренного».
В то же время тревожные события начавшего века в различных реги¬онах мира, в том числе непосредственно примыкающих к Ирану (Ближний Восток, Афганистан, Ирак, Центральная Азия), поставили под удар новую внешнеполитическую концепцию иранского президента. Эскалация насилия и начало перехода к организации новой системы международной безопасности, ставящей во главу угла борьбу с меж¬дународным терроризмом и организованной преступностью, застави¬ли по-новому взглянуть на инициативу президента Хатами. В новых сложившихся условиях, когда столкновение западной и исламской цивилизаций как никогда реально, диалог между цивилизациями может казаться пустой фразой. Но именно в такой решающий момент Иран, неоднократно провозглашаемый США очагом международного терроризма, демонстрирует завидную настойчивость в противоборст¬ве с экстремистскими силами. Реакция официального Тегерана на произошедшие 11 сентября 2001 г. террористические акты в США была весьма решительной и однозначной: необходимы усилия всего мирового сообщества для борьбы с таким злом, как международный террор и насилие. Эта по¬зиция официального Тегерана была озвучена в заявлениях президен¬та Ирана С.М.Хатами, министра иностранных дел К.Харрази и секре¬таря Высшего совета национальной безопасности М.Роухани, при¬звавших международное сообщество принять действенные меры по борьбе с терроризмом. /2/
Внутриполитическая, в частности партийная, жизнь для Ира¬на — относительно новое явление. Еще совсем недавно иранское общество считалось закрытым, особенно после начала войны с Ираком в 1980г., когда практически все политические партии были распущены.
Шиитское духовенство не только возглавило борьбу против шахского режима и добилось его свержения в 1979г., но и создало такую структуру власти, которая обеспечила руководство в ней пред¬ставителям религиозной элиты. Конституция законодательно закре¬пила баланс влияния светских и религиозных структур — этой свое¬образной формы государственности в виде исламской республики. Явный приоритет религиозного начала постепенно стал сменяться повышением влияния светских государственных деятелей и тех орга¬нов власти, в которых они преобладали. Начались конфликты между религиозно ориентированным Наблюдательным советом и меджли¬сом, который год от года становился все более прагматичным в своей деятельности. Понадобилось создание арбитражного органа для раз¬решения возникающих между ними разногласий. Многое в полити¬ческой жизни страны стало определяться теми лицами, которые при¬ходили во власть, В условиях несменяемости рахбара (духовного лидера) Али Хаманеи, находящегося у власти с 1989 г, ярким отраже¬нием политических изменений в стране стали состоявшиеся 8 июня 2001 г. выборы президента страны. На второй срок был избран Сайед Мохаммад Хатами.
2. Первый четырехлетний период (1997-2001) пребывания у власти С.М.Хатами, которого в зарубежной прессе назвали "аятолла Горбачёв", ознаменовал новый этап в политической истории Ирана. С.М.Хатами принял некоторые меры по демократизации политиче¬ской жизни. Особенно заметным было изменение внешнеполитиче¬ского курса страны. Президент страны, долгие годы ассоциировав¬шейся с идеями экспорта исламской революции, выступил с инициативой новой парадигмы международных отношений — кон-цепцией "диалога цивилизаций". Началось сближение Ирана с миро¬вым сообществом. В меньшей степени новому президенту удалось продвинуться в области хозяйственного развития. Фактически до 2001 г. не было принято ни одного .....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?