Художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова

 Художественное своеобразие рассказов А. П. Чехова

Содержание
1. Введение…………………………………………………………..3
1 Жанр рассказа (общая характеристика)…………………………5
2 Поэтика и проблематика рассказов А.П. Чехова………………..17
Методическая часть. Конспект урока изучения рассказов Чехова..41
Заключение…………………………………………………………..48
Список использованной литературы……………………………….47

1 Жанр рассказа (общая характеристика)


Рассказ – это один из малых литературных эпических жанров. Рассказ представляет собой небольшое произведение, в котором нашли отражение определенные аспекты действительности.
Отсюда небольшой объем рассказа по сравнению с повестью, не говоря уже о романе.
До конца 30-х годов XIX века в русской художественной литературе стихи преобладали над прозой. К 40-м годам ситуация резко меняется. Проза обретает популярность и начинает доминировать в художественном сознании и вообще в культурной жизни.
Существуют малые прозаические жанры, родственные рассказу. Это прежде всего очерк и новелла. Обычно ученые различают очерк и рассказ. Утверждается, что очерк основан на документальности.
А рассказ основан на художественном вымысле. В литературоведении предлагается иной подход к изучению жанровой природы рассказа и очерка. В этом случае необходимо среди рассказов различать очерковые или описательно-повествовательные и новеллистические или конфликтно- повествовательные рассказы.
Рассказы первого типа обычно включают в свой художественный мир нравоописательное содержание, раскрывают состояние нравов и общественных порядков.
Наиболее яркий образец подобного типа рассказов – «Записки охотника» И.С. Тургенева, многие рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского и др.
В основе новеллистического рассказа обычно лежит случай, раскрывающий характеры героев произведения. Образцы новеллистического рассказа – «Повести Белкина» Пушкина, многие «босяцкие» рассказы Горького, «Враги» и «Супруга» Чехова и др.
Рассказы подобного типа ведут свое происхождение от новеллы Эпохи Возрождения. В новеллистических рассказах в центре внимания находится главный герой, раскрытию которого подчинены все уровни художественного мира. Категория литературного персонажа вообще является главной в художественной литературе.
Мировая художественная литература за время своего долгого многовекового развития накопила разные формы воссоздания образа человека.
Несмотря на то, что категория литературного персонажа хорошо изучена, все же существуют разные точки зрения на эту категорию.
Например, формы художественного изображения человека в литературном произведении обозначаются с помощью разных терминов: характер, действующее лицо, герой произведения, персонаж.
В литературоведении нет общепринятой точки зрения на эти термины и терминологические сочетания. Чаще всего под персонажем понимают действующее лицо.
Иногда настаивают, что следует разграничивать понятия «персонаж» и «образ». Своеобразие категории персонажа выражается в ее завершающей функции по отношению к составляющим образ конкретным деталям.
Среди предметов изображения, каждый из которых имеет в произведении свою временную композицию (композиция сюжета, пейзажа, интерьера и пр.), воспринимается целостно, общая системообразующая роль принадлежит, по-видимому, персонажу.
Говоря о созданных авторами человеческих индивидуальностях, обычно часто пользуются термином «персонаж», так как словом «характер» обозначается объект художественного познания: воплощение в человеческой индивидуальности общих, существенных, социально обусловленных свойств ряда людей.
Утверждается, что два других термина («герой» и «действующее лицо») в качестве обозначения вымышленных писателем индивидуальностей тоже неточны.
Слово «герой» неудачно применительно к персонажам, в характерах которых преобладают отрицательные черты. Выражение «действующее лицо» не выглядит убедительным в применении к персонажам, которые проявляют себя в поступках меньше, нежели в эмоциональном восприятии окружающего и размышлениях по поводу увиденного.
Однако эти подходы отличаются субъективностью. Так, например, предложение о применении термина «персонаж» для обозначения второстепенного действующего лица или термина «герой» для определения положительного действующего лица нельзя принять как убедительное.
Термины «литературный герой» и «действующее лицо» несут в себе и дополнительные значения: слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека, а словосочетание «действующее лицо» – тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков.
Но все же надо сказать, что в качестве синонимичных данному термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо».
В нашей работе термины «персонаж», «литературный герой» и «действующее лицо» рассматриваются как синонимы.
Ключевым термином в этом ряду будем считать «персонаж», поскольку он имеет нейтральное содержание, так как не содержит оценки, как термин «литературный герой», и не указывает на сюжетную функцию, как словосочетание «действующее лицо».
Говоря о персонаже, нельзя забывать о таком понятии, как «характер», который является внутренней сущностью персонажа. Характер является видом литературного образа.
Справедливо считает, что «отличая «характер» и «персонаж», мы отличаем как бы «сущность» и «форму» художественной личности». Способ оформления «персонажа» определен природой содержания: поэтому и надо «выдумывать» героя, что этого требует логика характера.
В современном литературоведении упрочилась мысль об общественной направленности категории литературного персонажа.
Персонажи необходимы для изучения общественного характера человеческой сущности. В связи с этим она предлагает ввести понятие «характер», т.е. общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей; высшая ступень характерности – тип.
Понятия «персонаж» и «характер» не всегда совпадают. Число характеров персонажей в произведении (как и в творчестве писателя в целом) обычно не совпадает: персонажей значительно больше. Есть лица, не имеющие характера, выполняющие лишь сюжетную роль (например, в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина – подруга героини, сообщившей матери о гибели дочери).
Кроме индивидуальных в произведении могут быть представлены и групповые или коллективные персонажи. Выделяются и другие типы персонажей. Бывают персонажи как стимул для развертывания событий, в этом случае они значимы как фактор развития событийной линии.
Персонаж может иметь в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильный и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств.
Персонажи выражают свою сущность и посредством своих поступков. Их поведение, манера общения, черты внешности также могут многое рассказать о персонажах. Большое значение для понимания их внутреннего мира имеют ценностные ориентиры, определяющие образ жизни героев.
В связи с этим можно выделить героев-идеологов, которые имеют свое мировоззрение и активно отстаивают его. В этом отношении примечательны герои-идеологи Достоевского, которые смело идут на практические эксперименты для того, чтобы проверить свои идеи.
Существуют также «сверхтипы» – персонажи, которые вышли за рамки национальных литератур в силу устойчивости и повторяемости отраженных человеческих свойств и качеств.
Одна из форм «сверхтипов» – это авантюрно-героический персонаж, который твердо верит в свои силы, в свою инициативу, в способность добиться поставленной цели.
В художественной литературе есть и другой вариант «сверхтипа» – житийно-идиллический персонаж. В этом случае наличествуют твердые установки сознания и поведения: то, что принято называть верностью нравственным устоям.
Литературные персонажи могут быть и носителями отрицательных качеств. Подобного рода персонажи выступают противовесом положительным героям.
Как видно, мировая художественная литература накопила весьма обширный опыт изображения человека.
В образах персонажей, созданных писателями разных эпох и стран, отражаются исторически и национально разнокачественные типы поведения людей. В высказываниях, поступках, позах и жестах литературных героев отражаются формы поведения, обладающие социально-культурной характерностью.
Кроме социально-культурной характерности литературные герои являются результатом специфичного персонажного мышления писателя, обусловленного его творческими установками. В этом случае необходимо видеть новаторское решение художником задач воссоздания образов персонажей.
Характер персонажей раскрывается в условиях определенного художественного пространства и художественного времени.
Художественное время и художественное пространство – важнейшие характеристики художественного образа, организующие композицию произведения и обеспечивающие его восприятие как целостной и самобытной художественной действительности.
Пространственно-временные отношения в литературном произведении обрели терминологическое обозначение «хронотоп».
Автор термина – выдающийся мыслитель М.М. Бахтин, который дал следующее определение хронотопа: «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе – «времяпространство»)» [27, 234].
М.М. Бахтин выделил различные типы хронотопа: идиллический, мистериальный, карнавальный, хронотопы дороги, замка, города и др.
Д.С. Лихачев, автор ряда ценных идей о художественном пространстве и времени, утверждает, что литература сегодня пронизана ощущением изменяемости мира, ощущением времени.
Это время имеет многообразные формы, и нет двух писателей, которые бы одинаково пользовались временем как художественным средством.
Дело в том, что пространство в словесном искусстве непосредственно связано с художественным временем. Оно динамично. Оно создает среду для движения, и оно само меняется, движется.
Это движение может быть легким или трудным, быстрым или медленным, оно может быть связано с известным сопротивлением среды и с причинно-следственными отношениями.
Рассказ содержит точку зрения автора на мир, на бытие в целом. Анализируя рассказ, нельзя оставлять в стороне его проблематический состав и идейное содержание.
В сущности, каждый образ, каждая жизненная ситуация, о которой рассказывается в произведении, уже несет в себе и своеобразную тему, и своеобразную ее идейную оценку, является самостоятельной проблемой.
В этом смысле всякое произведение многопроблемно (этот термин – «проблема» – мы в дальнейшем будем употреблять, разумея под ним единство темы и идеи, т.е. определенную сторону жизни в определенном ее освещении), т.е. многотемно и многоидейно.
Термин «тема» означает «предметное, «картинное» содержание произведения, то, что в нем изображено». А с точки зрения эстетической реальности можно говорить о внутренней теме произведения, о личной теме творчества писателя. В этом случае тема есть то, что выражено, и тогда она по сути отождествляется с понятием «проблема».
Литературоведы практически не расходятся в понимании терминов «тема» и «проблема». Тема – это предмет художественного изображения в произведении, а проблема является идейным осмыслением, мировоззренческой оценкой писателем изображенной действительности.
В художественном мире романа проблематика играет большую роль. Литературоведы говорят о проблематике как о жанрообразующем признаке.
Тематика литературного произведения – это те значимые явления внешней действительности, которые отражены в том или ином высказывании или сочинении, в произведении искусства, в частности художественной литературы».
Проблема – это глубокое идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении.
Это идейное осмысление заключается в том, что писатель акцентирует, выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными.
Таким образом, в литературоведении нет принципиальных разногласий в понимании терминов «тема» и «проблема». Возможно обобщить рассмотренные выше подходы к определению объема понятий «тема» и «проблема».
Тема – это предмет художественного изображения в произведении, а проблема есть идейное осмысление, мировоззренческая оценка писателем отраженных сторон действительности.
Кроме рассмотренных выше категорий литературного персонажа, художественного пространства и художественного времени, в процессе анализа рассказов иметь в виду и такие элементы формы, как деталь, символика, композиция и др.
Учет этих компонентов художественного мира рассказов позволит достаточно глубоко понять жанровую природу рассказов выдающегося мастера слова.
Таким образом, рассказ, несмотря на его малую форму, содержит в себе целый мир, все основные уровни которого надо будет иметь в виду в ходе раскрытия темы нашей работы.
Человек – объект изучения различных областей антропологии: философской, теологической, биологической, социальной, психологической, педагогической, исторической.
В целом антропология – это область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.
Но человек исследуется не только наукой, но и искусством, в частности, художественной литературой. В связи с чем можно говорить о литературно-художественной антропологии.
Литературно-художественная антропология основана на изображении человека и форм его жизни в произведении. Человек – главный предмет изображения литературно-художественной антропологии. Кроме того, социально-общественные отношения, в которые вступает человек в течение своей жизни, также выступают в качестве объекта изображения и изучения в художественной литературе.
В современном литературоведении формы присутствия человека в литературном произведении изучаются с позиций художественной антропологии (В.В. Савельева) [28], поэтической антропологии (В.П. Зинченко) [29], антропологической поэтики (Г.З. Каганов) [30].
Наибольшее распространение получило выражение «художественная антропология». См., например: [31], [32].
Все перечисленные подходы объединяет стремление изучать литературу как художественную антропологию, объектом которой являются вопросы, связанные с предназначением человека, его ролью в мире.
В качестве предмета художественной антропологии можно указать также духовные, телесные, поведенческие и мировоззренческие свойства человека.
Но не только человек является объектом художественного изображения, а и внешний мир, в целом бытие. Проблема сущего, бытия еще с древних времен привлекала внимание мыслителей.
Как известно, существует отдельная область философии, изучающая бытие, – онтология. Термин «онтология» обычно используют в философии. Онтология – это раздел философии, учение о бытии.
Термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613). В новое время (приблизительно с 16 в.) под О. стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной, нематериальной структуре всего существующего.
В настоящее время этот термин активно используется в литературоведении. Под этим термином подразумевается воссозданный в литературном произведении художественный мир.
Существует, например, работа, в которой раскрываются особенности поэтической онтологии В. Высоцкого [33]. Активно употребляет термин «художественная онтология» Е.В. Орел [34].
Этим понятием оперировал также Ю.М. Лотман [10], который полагал, что предметом изучения должна стать поэтическая онтология или картина мира, определяющая ¬смыслы художественных образов.
Ученый иллюстрировал свои рассуждения о поэтической онтологии на примере поэзии Ф.И. Тютчева. По мысли Ю.М. Лотмана, бытие существует в про¬странстве и времени, поэтому художественное пространство и время — это главные характеристики поэтической онтологии.
Использует термин «онтологический» Л.В. Карасев, автор исследования «Онтологический взгляд на русскую литературу» [36].
Здесь слово «онтологический» применяется скорее для обозначения специфики литературоведческого сознания, чем для определения типа романического мышления. Характерно, что Л.В. Карасев не настаивает на строго выдержанном объеме предлагаемых им терминов или терминологических словосочетаний, связанных со словом «онтология».
Слово «онтология» кажется ему более точным, чем «экзистенция», а словосочетанию «онтологическая поэтика» он предпочитает выражения «поэтика реконструкции» и «иноформный анализ текста».
Между тем использованный в нашей работе термин «онтологический» необходим для строгой констатации зарождения и дальнейшего развития своеобразной жанровой разновидности рассказа.
Учитывая, что художественная литература также познает бытие, его содержание и многообразные проявления, есть основание использовать этот термин и производные от него слова для анализа литературного произведения, в частности, жанра рассказа.
Литературная онтология основана на представлениях писателя о бытии, отраженных в его творчестве. Рассказ как эпический жанр содержит в себе своеобразную онтологию – литературно-художественную, предметом изображения которой выступает внешний мир, бытие.
В художественном мире жанра рассказа представлены две сферы: антропологическая (сфера человека) и онтологическая (сфера внешнего мира, бытия в целом).
В рассказе может преобладать антропологическая сфера, которая представлена в конкретных формах и образах. Онтологическая сфера подчинена задачам раскрытия образов антропоморфных персонажей.
Центр художественного мира рассказа, в котором доминирует антропологическое начало, – система антропоморфных персонажей.
Сюжет рассказа подобного типа основан на апологии человека, что определяет доминирование художественной антропологии, то есть изображенной жизни человека в ее разнообразных проявлениях.
Подобный взгляд на человека организует основные уровни мира рассказа (персонажную сферу, проблематику, пространственно-временные отношения, авторскую мировоззренческую эмоциональность и др.) и определяет их человековедческую направленность.
Главная примета антропологического рассказа – антропоморфные персонажи. Этот тип персонажей обладает различными аспектами антропологической осуществленности: биографической, характерологической, мировоззренческой и др.
Основные аспекты антропологического рассказа (хронотоп, проблематика, мировоззренческая эмоциональность) подчинены задачам многостороннего изображения системы антропоморфных персонажей.
В рассказе, в котором преобладает онтологическая сфера, представлена существенно редуцированная антропологическая сфера, а также воссоздается онтоцентрический художественный мир.
Центр художественного мира рассказа подобного типа – образ внешнего мира. Акцентируется идея эстетической и смысловой самодостаточности бытия, что обеспечивает преобладание здесь литературно-художественной онтологии, то есть изображенной внешней реальности в ее разнообразных проявлениях и организует основные уровни мира рассказа (персонажная сфера, проблематика, пространственно-временные отношения, авторская мировоззренческая эмоциональность и др.), определяя их онтоцентричный характер.
Этот тип рассказа характеризуется также глубоким и последовательным вниманием к глубинным явлениям внешнего мира, способствуя возвращению бытия из забвения, в котором оно пребывало в классической романистике XIX века. Вследствие чего пространственные образы в онтологическом произведении выступают значительным сюжетно-смысловым конструктом.
В XIX веке в европейской литературе постепенно сформировался особый тип рассказа, реалистический, в центре художественного мира которого находилась система антропоморфных персонажей, наделенных многосторонней осуществленностью (общественной, мировоззренческой, психологической, поведенческой и др.).
Сюжет данного типа рассказа основывался на изображении детерминированного развития характеров и мировоззрения литературных героев. В художественной литературе окончательно сформировался в своих основных чертах антропоцентрический рассказ, который исследовал прежде всего человека в его многосторонних связях с действительностью.
В творчестве таких великих романистов, как Диккенс, Теккерей, Флобер, Стендаль, Бальзак, Тургенев, Гончаров и других, жанр антропоцентрического рассказа достиг своего высокого художественного уровня.
Два наиболее выдающихся русских писателя второй половины XIX века – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой – довели до высочайшего совершенства человековедческий рассказ.
Последовательный, всесторонний и детализированный антропоцентризм – это главная черта новеллистического мышления и литературной практики Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. ....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?