Арабо - Израильский конфликт проблема спорных территорий

 Арабо - Израильский конфликт проблема спорных территорий

Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………… 5
РАЗДЕЛ 1 ЭВОЛЮЦИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ …12
1.1 Исторические предпосылки возникновения ближневосточного конфликта………………………………………………………………...12
1.2 Формирование проблемы территорий в арабо-израильском конфликте………………………………………………………………...20
1.3 Территориальный аспект арабо-израильского конфликта……………29
РАЗДЕЛ 2 ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И УСТАНОВЛЕРИЯ МИРА НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ ………………………37
2.1 Правовая база и политические технологии решения арабо-израильского вопроса……………………………………………………37
2.2 Проблемы решения вопроса о спорных территориях …………………46
2.3 Возможные методы урегулирования проблемы спорных территорий в арабо- израильском конфликте………………………………………. 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..63
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………... 66

ЭВОЛЮЦИЯ АРАБО-ИЗРАИЛЬСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ

1.1 Исторические предпосылки возникновения ближневосточного
конфликта
История современного Государств Израиль началась в 1897 г., когда на первом сионистском конгрессе в Базеле было принято решение о создании еврейского государства. Хаим Вейцман, будущий основатель государства, сказал впоследствии, что было необходимо «перевести народ без страны в страну без народа».
Первым еврейским государством на территории Палестины стало в 1025 г. до н.э. Израильское царство, которое через несколько лет разделилось на Израиль и Иудею. В 722 г.до н.э. ассирийцы уничтожили Израиль, а в 586 г . до н.э. царь Вавилона Навуходоносор II разгромил Иудею, и, разрушив Иерусалим, увел население Иудеи в плен. В 539 г. до н.э. персы разбили вавилонян и персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Иерусалим. Их было около 50 тыс.
После захвата в 332 г. до н.э. Александром Македонским всего Ближнего Востока началось расселение древних евреев по всему тогдашнему миру, т.е. по периметру Средиземного моря и в Александрии. Греков в Палестине впоследствии заменили римляне.
После подавления восстания Бар Кохбы в 66 – 75 гг. н.э. последовало изгнание евреев из Иудеи. Иудаизм был запрещен.
В 614 г. Палестина и Иерусалим были завоеваны персами. Через несколько лет византийский император Гераклий захватил в числе прочих стран и Палестину, где запретил евреям селиться.
В 637 г. арабы во главе с халифом Омаром ибн аль-Хаттабом захватили Иерусалим и Палестину. Евреи, составлявшие 5% населения Палестины, приветствовали мусульман.1
В ходе крестовых походов 11-13 вв. крестоносцы нападали и грабили а еврейские общины.
После победы Салах ад-Дина аль-Аюби (Саладина) над крестоносцами Палестина вошла в состав Халифата. Сколько-нибудь серьезных попыток обращения евреев в ислам не наблюдалось. Еврейские общины процветали в Палестине и за ее пределами.
С 14 века началось преследование евреев в Испании, еврейские ученые, преподаватели, переводчики, врачи, писатели, философы, торговцы и дипломаты занимали видное положение. Новые христианские правители изгнали оттуда более 150 тыс. евреев, которые расселились в Северной Африке, Голландии, Франции, Италии на территории Османской империи и в Палестине.
К первой половине 19 века в Палестине проживало, по оценочным данным, не более 5 тыс. иудеев. Их общины находились в Иерусалиме, Хевроне, Рамалле, Газе и вокруг Тивериадского озера.
Постепенно укреплялись позиции евреев в местной экономике. К первой мировой войне они владели активами 25% предприятий местной промышленности. В Палестине было 1236 предприятий с капиталом более 1 млн. ф. ст. Евреи владели основными капиталами Суэцкого канала и предприятиями по строительству железных дорог.
По мере увеличения притока еврейских иммигрантов они начали играть все более важную роль в хозяйственной жизни Палестины, вытесняя арабов-мусульман и христиан различных национальностей. Первая волна иммиграции в Палестину началась еще в 1882 г., где 24 тыс. иудеев приходились на полумиллиона населения. Иудеи были аполитичны, религиозны, говорили по-арабски и жили с мусульманами в мире.
Вторая алия 1905-1919 гг. составила около 40 тыс. человек и численность еврейского населения возросла до 84,6 тыс. человек. К 1908 г. в Палестине было уже 26 поселений общим числом в 100 тыс. человек.
До конца 19 века арабы не видели никакой опасности в присутствии еврейских поселенцев.
Положение изменилось после начала второй алии (переселения), в составе которой преобладали политически ангажированные евреи, придерживающиеся совершенно иной, по сравнению с прежними иммигрантами, модели поведения.
Руководствуясь сионистской идеологией, новые иммигранты, прибывшие, в основном, из Европы, вели себя крайне агрессивно по отношению к арабскому населению, не подчинялись османским законам и отказывались платить налоги.
Иммигранты второй алии создали первые кибуцы. Иммигранты-евреи первой волны столкнулись с огромными трудностями при создании поселений, пока им не оказал помощь барон Эдмон де Ротшильд, создавший для поселений крепкую деловую базу, а также способствовавший развитию виноградарства и виноделия. Еврейские колонисты стали нанимать на работу арабов, а для охраны своих поселений – черкесов и бедуинов. Поселенцы второй алии отказались от найма арабов. Считая, что еврейские поселения должны защищаться собственными силами, они сформировали первые еврейские отряды самообороны.2
Острым раздражителем для арабов было приобретение евреями земли через подставных лиц у ее собственников, как правило, не проживавших в Палестине и на которой арабы традиционно вели свое хозяйство.
Создав свои поселения, евреи огораживали традиционное пастбища, не позволяя арабам их использовать.
Подобная политика новых колонистов, естественно, вызвала нарастающее недовольство арабов, служила причиной многочисленных конфликтов между арабами и евреями. Первые стычки произошли еще в 1886 г. В 1911 г., когда арабы узнали, что землю, которую они и их предки обрабатывали многие столетия, была без их ведома продана евреям одним из феодалов, проживавшим в Бейруте. Произошли столкновения, в результате которых были убитые и раненые.
Подобная ситуация складывалась и в городах Палестины. Рост еврейского населения сильно беспокоил местный правящий класс, торговцев и ремесленников, испытывавших все большую конкуренцию со стороны евреев. 24 июня 1881 г. знатные люди Иерусалима направили великому визирю телеграмму, в которой просили остановить еврейскую иммиграцию в Палестину и запретить продажу земли евреям.
Растущая оппозиция арабов синитской экспансии сопровождалась трансформацией их сознания. В их среде росло ощущение локального патриотизма в контексте оппозиции сионизму. Начиная с 1910 г. арабы стали рассматривать сионизм как опасность для Палестины и все чаще стали именовать себя «палестинцами».
Речь идет, таким образом, о начале палестинской самоидентификации арабов в качестве палестинцев.
Важнейшим фактором начала процесса формирования палестинского самосознания явилось то обстоятельство, что палестинцы оказались в состоянии конфликта с сионистским движением.
Третья алия проходила во время первой мировой войны, когда наметился некоторый отток евреев из Палестины.
Только в Египет выехало 15 тыс. человек. Еврейское население Палестины сократилось почти вдвое и, 2 ноября 1917 г., на момент подписания декларации Бальфура, там проживало 56,7 тыс. евреев, что составило 8% местного населения.
Между 1919 и 1923 гг. в Святую землю прибыло 35 тыс. евреев. Их численность составила 83,8 тыс. человек или 11% населения.
Четвертая алия 1924-1931 гг. добавила 82 тыс. человек. Пятая алия 1932 -1938 гг., спровоцированная преследованием евреев в нацистской Германии увеличила население на 217 тыс. Таким образом, в 1938 г. в Палестине жило 413 тыс. евреев.3
В условиях первой мировой войны арабы сохраняли лояльность султану Мухаммаду Рашиду, поддержали джихад, объявленный им союзникам. Палестина была для них вражеской территорией, поэтому, в соответствии с договором Сайкса-Пико, в октябре 1918 г. была трансформирована в южную оккупационную административную зону, а 25 апреля 1920 г. военный совет союзников в Сан Ремо принял решение выдать мандат на управление Сирией и Ливаном Франции, а мандат на Палестину и Месопотамию – Великобритании.
В июле 1920 г. англичане признали правителем Трансиордании эмира Абдаллу, который создал там светское государство.
Мандат, выданный Великобритании на Палестину, подразумевал «предоставление административных советов и помощи до тех пор, пока данные территории будут в состоянии быть самостоятельными». Мандат усложнялся тем, что в декларации Бальфура 1917 г. Великобритания обещала поддержать создание «еврейского национального очага».4
Вместе с тем, британские власти обещали и местным арабам свою поддержку, независимость и свободу.
В условиях, когда Палестина была под иностранным военным административным управлением, арабы рабы опасались, главным образом, сионистской экспансии и сконцентрировали свое внимание на проблемах Палестины и борьбе против сионизма. Они считали, что сионизм представляет угрозу для всех арабов, но является непосредственной опасностью именно для Палестины.
Палестинские арабские политики разделились на два лагеря по вопросу будущего своего народа. Старшее поколение считало необходимым создание крупного арабского государства «Великой Сирии» и борьбу с сионизмом объединенными силами. Молодое поколение, подобно младотуркам, хотели, в первую очередь, создать свое независимое государство. Борьба двух лагерей привела к отставанию в формировании арабской самоидентификации, сохранению экономического и культурного отставания арабов и пассивному отношению к сионистской экспансии.
Тем не менее, в период британского мандата в Палестине прошло три крупных восстания: в 1918-19 гг., в 1924 г., 1936-39 гг. Они были направлены против сионистов и британских оккупационных властей.
Выступления носили стихийный характер, так как политические лидеры были заняты междоусобными трениями.
Таким образом, сильной консолидированной оппозиции сионистам со стороны арабов в тот период не было, как не было и лидера, способного возглавить оппозицию. Представители самой влиятельной семьи в Палестине Ааль Хусейн запятнали себя сотрудничеством с фашистами.
Неразвитость национального самосознания была одной из причин того, что в тот период палестинский народ оказался не готов к созданию своего государства. Палестинская элита не смогла сплотиться, разрываясь между идеями арабского и исламского единства, с одной стороны, и палестинского патриотизма, с другой. Она не сумела возглавить борьбу палестинского народа в новых условиях, слишком полагаясь на помощь арабских государств.
Потребовалось 50 лет, чтобы в условиях вооруженной, политической и дипломатической борьбы против сионистов завершилось формирование палестинской нации. К этому времени появились политические лидеры новой формации, преодолевшие иллюзии и недостатки лидеров прежних поколений.
Евреи за это время сумели достичь впечатляющих результатов.
В конце 1945 г. в Палестине насчитывалось 554,3 тыс. евреев. Шестая алия 1946-48 гг. принесла 61 тыс. человек. В ноябре 1947 г., к моменту принятия резолюции ГА ООН о разделе Палестины в ней проживало 1 млн. 845 тыс. человек, в т.ч. 608 тыс. евреев.
Особенностью деятельности сионистов в Палестине было то, что она была направлена на создания всех структур и институтов государства и гражданского общества без какого-либо участия арабов. Создавались представительные, законодательные и административные органы, а также налоговая служба, подчиняющиеся только Еврейскому Агентству. Евреи взяли на вооружение лозунг "трех завоеваний": "завоевание земли", "завоевание труда" и "завоевание рынка". Они отказывались от какого-либо сотрудничества с арабами даже в бизнесе.
Средства транспорта и связи, ирригационая система, учреждения оптовой и розничной торговли, системы здравоохранения, образования, коммунальных услуг, культурные учреждения, создаваемые еврейскими иммигрантами, по составу персонала были сугубо еврейскими и обслуживали только евреев. Аналогичным образом создавались и функционировали еврейские банки, инвестиционные компании, туристические агентства.
Евреи отказывались принимать арабов даже на самые грязные работы («завоевание труда»), не покупались продукты арабского производства «завоевание рынка»). В городах строились жилые кварталы, полностью изолированные от арабской части населения, в которых селились только евреи. Целый город - Тель-Авив - создавался как чисто еврейский город.5
Иными словами, в еврейской среде ситуация качественно отличалась от того состояния, в котором пребывала арабская часть населения Палестины. Евреями осуществлялось активное и успешное освоение сельхозугодий, строительство промышленных предприятий, создавались светские и религиозные школы и другие учебные заведения.
Активно функционировали еврейские политические партии и общественные организации. Практически были сформированы парламент, правительство, созданы армия, спецслужбы. То есть, существовали все необходимые институты государственности.
Кроме того, представители сионистских организаций активно работали на международной арене, стремясь обеспечить скорейшее признание Государства Израиль.
Арабская же часть населения Палестины была разобщенной. Она не смогла выработать общей позиции по вопросу об отношении к резолюции 181 ГА ООН от 29 ноября 1947 года о создании на территории Палестины еврейского и арабского государств.6
Большинство палестинских лидеров пошли на поводу у арабских режимов, которые заняли непримиримую, негативную позицию по отношению к созданию Государства Израиль.
Нельзя, вместе с тем возлагать вину за то, что Палестинское государство не было создано, на палестинцев, которые, якобы, в отличие от Еврейского агентства, не проявили гибкости и чувства реализма.
В той ситуации, которая сложилась в Палестине непосредственно перед принятием резолюции 181 ГА ООН от 29 ноября 1947 года, в Палестине шла гражданская война. Причем военное превосходство было полностью на стороне евреев, и от согласия или несогласия палестинцев с данной резолюцией уже ничего не зависело. Кроме того, свою роль сыграло и то, что, как уже отмечалось, палестинские лидеры слишком полагались на арабские государства, в которых они видели силу, способную прийти им на помощь в решающую минуту.7
Однако арабские страны в тот период сами не были готовы к тому, чтобы оказать существенную поддержку палестинскому народу. К тому же они уже тогда рассматривали Палестину сквозь призму своих интересов.
Первый план раздела Палестины, охваченной восстанием палестинцев, был предложен Великобританией в 1937 году. Он был принят евреями как основа для переговоров, но был отвергнут Высшим Арабским комитетом.
В апреле 1947 года, в обстановке, когда на территории Палестины практически шла гражданская война, правительство Великобритании потребовало созыва специальной сессии ГА ООН для рассмотрения вопроса о создании специальной комиссии, которая выработала бы рекомендации по будущему управлению Палестиной.
Резолюция ГА ООН 181 (II) от 29 ноября 1947 году предусматривала экономический и таможенный союз двух будущих государств, общность валют, единство транспортной сети и коммуникаций, совместное пользование ирригационной системой.
В соответствии с этой резолюцией из Палестины к 1 августа 1948 года должны были быть выведены английские войска; тогда же заканчивался и срок английского мандата на Палестину. Провозглашение независимости обоих государств предусматривалось осуществить не позже 1 октября 1948 года.
Однако создание Государства Израиль было провозглашено в мае 1948 года.
Сразу же после того как Бэн –Гурион 14 мая 1948 объявил о соз¬дании государства Израиль, войска стран арабской лиги: Египта, Иордании, Сирии и Ливана начинают военные действия против Израиля. Войну Израилю так же объявили Саудовская Аравия и Йемен.
13 января 1949 на Родосе между обеими сторонами начались переговоры которые привели к перемирию.
Соглашения о перемирии были заключены: с Египтом 24 февраля, с Иорда¬нией 3 апреля, с Сирией - 20 июля. Эти соглашения о перемирии не урегулировали ближ¬невосточный конфликт, возникший в результате арабо-израильской войны. Они имели временный характер и не решали окончательно территориальные вопросы.
Таким образом вследствие войны, палестинские арабы не смогли воспользоваться своим правом на соз¬дание собственного государства, которое стало жертвой экстремизма евреев и стремления арабов к уничтожению государства Израиль. Война только положила начало конфронтации в регионе.
1 января 1965 года военная организация ФАТХ провела первую успешную вооруженную операцию против оккупационных израильских войск. Эта дата считается днем рождения Палестинского Движения сопротивления.
В октябре 1965 года впервые официальный представитель ООП обратился в Специальный политический комитет ООН. В его заявлении отвергались резолюции ГА ООН 181 и 194 и выражалась готовность палестинского народа с оружием в руках бороться за освобождение Палестины от «чужаков, съехавшихся со всего мира».8
В 1967 г. произошла новая вспышки конфронтации на Ближнем Востоке.
К моменту прекращения огня в итоге «шестидневной войны» 1967 г. израильские войска вышли на линию Суэцкого канала. Далее на запад они продвигаться не пытались: канал был удобным естественным рубежом, который было легче защищать. Выполняя решение Совета Безопасности ООН, египетские и израильские войска прекратили боевые действия.
Однако перемирие между ними не было заключено, и в течение двух лет после окончания войны периодически происходили столкновения – фактически началась война на истощение, в ходе которой стороны регулярно обменивались авиаударами.
В последующие годы для ситуации на Ближнем Востоке было характерно переплетение множественной конфликтности с тенденцией к примирению с Израилем.
На Женевской конференции удалось добиться определенных успехов. 19 января 1974 г. было подписано египетско-израильское соглашение о разъединении войск, в соответствии с которым силы Израиля были отведены с западного берега Суэцкого канала на восточный. 31 мая 1974 г. соглашение о разъединении войск с Израилем подписала Сирия, а в июне того же года она восстановила дипломатические отношения с США. Однако на большее Х.Асад не считал возможным идти.
К середине 80-х годов палестинское общество на данных Израилем территориях достигло высокого уровня развития, возникли массовые организации, произошла мобилизация сил населения. Стремление к независимости становится материальной силой, которую нельзя остановить репрессиями.....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Әлеуметтік желілерде бөлісіңіз:
Facebook | VK | WhatsApp | Telegram | Twitter

Қарап көріңіз 👇



Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру

Соңғы жаңалықтар:
» 2025 жылы Ораза және Рамазан айы қай күні басталады?
» Утиль алым мөлшерлемесі өзгермейтін болды
» Жоғары оқу орындарына құжат қабылдау қашан басталады?